На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анд
    Такое ощущение что человек писал статью по принципу - "слышал звон, да не знаю где он" 🤦🏼‍♂️ есть официальные источ...Самая большая арм...
  • Вячеслав Денисов
    Обычная реакция обычной посредственности и убогости. Придурки всегда стремятся компенсировать свой комплекс неполноце...У девочки, над ко...
  • Ингерман Ланская
    а если б мальчишки не заперли её в домике? какое бы у неё было ай-ку?У девочки, над ко...

«Дикая дивизия»: почему она так называлась и чем успела прославиться в годы Первой мировой войны

Исходное изображение взято с instagram.com.

«Мимо нас проходили нарядные, типичные всадники в красивых черкесках, в блестящем золотом и серебром оружии, в ярко-алых башлыках, на нервных, точёных лошадях, гибкие, смуглые, полные гордости и национального достоинства». Так в своём очерке «Алые башлыки» описывал парад «Дикой дивизии» журналист Илья Толстой, сын знаменитого писателя Л.Н. Толстого.

И он же писал:

Исходное изображение для фона взято с kartinkin.com.

Сам этот необычный отряд был сформирован в начале Первой мировой войны, а так, до этого времени представителей северокавказских народов в Российской империи в армию не призывали. Нет, были, конечно, случаи, когда горцы по доброй воле служили в царской армии, как это было во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Наряду с сослуживцами они получали чины, награды, а главное, доход, несравнимый с тем, который можно было бы получить, обрабатывая скудный земельный надел или пася скот на высокогорных пастбищах.

Именно их пример и стал главной причиной того, почему желающих вступить в «Дикую дивизию» оказалось больше того, чем требовалось. Поэтому вербовщики выдвинули непременное условие: принимать в отряд исключительно тех горцев, кто владел русским языком и хотя бы немного был обучен грамоте.

Дивизия подразделялась на несколько бригад:

Исходное изображение для фона взято с kartinkin.com.

Офицеры в отряде, которым командовал младший брат императора, Великий Князь Михаил Александрович, известный своей силой (мог разорвать пальцами запечатанную карточную колоду), умением ездить верхом и отвагой на поле боя. И хоть начальник штаба дивизии, полковник Юзефович и получил секретные предписания царя не подпускать его родственника к зоне боевых действий, это не слишком-то помогало. Комдива не раз видели на самых опасных участках сражений. Надо ли говорить, что именно благодаря этим качествам, а также неприхотливости и скромности в быту Великий Князь Михаил Александрович и пользовался среди горцев непререкаемым авторитетом и уважением?

А вообще в дивизии царили довольно необычные порядки. Офицеров никто из рядового состава господами не считал, на «вы» к ним не обращались и на чины особого внимания не обращали. Уважением среди джигитов пользовались только те командиры, которые доказали своё бесстрашие и боевые навыки, все прочие «золотопогонники» для них не имели ровным счётом никакого авторитета.

Ещё одна особенность отряда заключалась в том, что в национальных полках было много родственников. Оно и понятно: стоило кому-то из горцев заявить о своём желании служить в «Дикой дивизии», как тут же подтягивались и другие желающие - его братья, кузены и т.д.

Порой это создавало проблемы, связанные с законами гор, которые продолжали действовать и в отряде. К примеру, нужно было считаться с тем, чтобы представители враждующих семей, особенно «кровники», случайно не столкнулись друг с другом, иначе смертельного поединка между ними было не избежать. Да и вообще в первое время существования отряда с дисциплиной в нём было, прямо так скажем, не слишком хорошо.

Так, А. Марков, служивший офицером в Ингушском конном полку, писал о том, что любой житель неприятельской территории считался у горцев врагом, а его имущество подлежало немедленной реквизиции. Встречались и случаи откровенного грабежа, когда конники тащили у местных жителей всё, что плохо лежит. Командование дивизии пыталось бороться с этим явлением, приговаривая замеченных в мародёрстве к суровым наказаниям, вплоть до расстрела. Но более-менее справиться с проблемой офицеры смогли только к концу войны.

Однако нельзя поспорить с тем, что «Дикая дивизия» не раз проявляла себя с лучшей стороны в боях с неприятелем. Так, например, князь Дадиани из Чеченского конного полка, вместе с полусотней своих всадников в ночь на 30.05.1915 года у села Ивание вплавь преодолел реку под вражеским обстрелом и захватил плацдарм. Это позволило прочим полкам, входящим в состав «Дикой дивизии» перебраться на другой берег реки Днестр.

Горцы воевали настолько отважно, что даже поставили своеобразный рекорд: за один только 1915 год провели 15 конных атак, правда, не всегда успешных. Сказывалось то, что они сильно уступали вышколенной австрийской армии в плане дисциплинированности и военной тактики.

Разгорячённые всадники с саблями и кинжалами в руках бесстрашно мчались навстречу врагу, вооружённому пушками и пулемётами и это нередко становилось причиной ужасающих потерь. Так и получилось, что за 3 года войны через «Дикую дивизию» прошло почти 10 тыс. человек, хотя, вообще-то, постоянная численность её штатного состава была равна 3,5 тысячи всадников.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх