На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...
  • Анфиса Иванова
    Ага, значит я потенциальный преступник...  Надо подумать, едри их в корень!...🤫Пульс человека по...

Московские памятники


Памятный горельеф на фасаде Храма Христа Спасителя

Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Бронзовый горельеф был выполнен в мастерской Зураба Церетели и установлен на Храме, открытом 31 декабря 1999 года. На Рождество в начале 2000 года в Храме Христа Спасителя была отслужена первая литургия.
Но дело в том. что и горельеф, и сам Храм - лишь копии подлинного горельефа и первого Храма, памятника героям 1812 года, взорванного в декабре 1931 года.


Храм-памятник, посвященный войне 1812 года, было намечено возвести сразу после победы над Наполеоном. В память о павших, жизнями своими защитивших Россию.



Первый проект Храма, строительство которого намечалось на Воробьевых горах

При Александре I Храм начали возводить на Воробьевых горах, но почва над речным обрывом была склонна к оползням, да и архитектор Витберг превысил все сметы, за что оказался под судом. Николай I, сменивший старшего брата на престоле, перенес строительство на Волхонку к Пречистенским воротам, назначил другого архитектора - Константина Тона - разрабатывать новый проект, а продумать концепцию сюжетов скульптурных композиций для украшения Храма поручил архимандриту Фотию. Тот отнеся к делу серьезно и наметил к воплощению не только библейские сюжеты, но и изображения просветителей Христовой веры, а также русских святых, память которых связана с величайшими сражениями. И конечно, ключевым было скульптурное изображение преподобного Дмитрия Донского и Сергия Радонежского перед Куликовской битвой.


Подлинная композиция из белого мрамора...

По проекту, на Храме Христа Спасителя было установлено 48 горельефов. Работа над первым скульптурным декором Храма продолжалась 17 лет. Были приглашены скульпторы П. Клодт (Петр Якоб Клодт фон Югенсбург), Н.А. Ромазанов, А.В. Логановский. Клодт с его громкой славой (он автор знаменитых композиций на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, конной статуи Николая I на Исаакиевской площади и т.д.) для украшения Храма сделал не так много, как другие мастера. Ему принадлежало лишь двенадцать работ. Остальные скульптуры и многофигурные композиции выполняли другие скульпторы.

Западный и южный фасады Храма были полностью украшены только скульптурами Логановского. Этому скульптору принадлежала и композиция "Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами".


Первое, историческое здание Храма

От взорванного Храма осталось всего пять скульптурных сюжетов, и несколько одиночных фрагментов. И те, увы, собраны из обломков... Но то, что уцелела композиция с князем Дмитрием Донским, который так почитаем в Москве, - это чудо.
Равнозначная по ценности композиция "Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков" была безжалостно уничтожена.


Разрушенные в 1931 году скульптуры Храма...

В Донской монастырь попало всего пять работ Логановского из Храма, и те были повреждены. Собранные из обломков, теперь они украшает внутреннюю стену ограды Донского монастыря. Но еще в советское время композиция с Дмитрием Донским была переименована из "Благословения Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского" в "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского" - упоминание о христианском благословении ушло...


Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва

Вот еще одна из уцелевших работ:

горельеф
Встреча Авраама с Мельхиседеком, библейский сюжет...
Минин и Пожарский были бы для Москвы роднее.

Судьба мастера печальна. Храм-памятник оказался важнейшим делом его жизни. Именно там было сконцентрировано почти все творческое наследие Логановского. А скончался он рано, в 43 года, даже не успев увидеть завершение строительства и освящение Храма Христа Спасителя.
Но работы Логановского, признанные величайшим художественным событием своего столетия, должны были остаться потомкам и жить в веках. Увы, варварское уничтожение Храма погубило и гигантский труд Логановского, и имя мастера надолго было забыто. Вот разве что его ранняя работа "Юноша, играющий в свайку", восхищавшая Пушкина (ей посвящено стихотворение "Юноша, полный красы..."), до сих пор стоит у Александровского дворца в Царском Селе.


Восстановленное здание Храма, вид с Патриаршего моста

"Восстановленные" в мастерской Церетели скульптуры Храма далеки от оригиналов, и по исполнению, и по материалу. Художник-реставратор Алексей Денисов проводил анализ фрагментов: как было и как стало...

ал.денис

"Бронза — материал вечный, для скульптора он идеален, белый мрамор в наших условиях быстро темнеет, страдает от коррозии. Бронза — материал на века", - говорил Церетели.
Но дело не только в материале.
Многие жалуются, что при виде работ Церетели никакого душевного трепета, религиозных чувств и глубоких эмоций не возникает. Чего не скажешь про творения Логановского. То, что рождалось с молитвой, обладает внутренним светом...


Фрагмент скульптурной композиции Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар


eho_2013 написала в uctopuockon_pyc


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх