Свежие комментарии

  • Елена Вебер
    Новое поколение этого времени не понимают какой был патриотизм , энтузиазм, что сейчас это смешно.  А тогда это был г...Николай Островски...
  • Wladimir Соснин
    Ты дурак батенька!Оставь придурок выдумку при себе.Такие полудурки как ТЫ сидя на скамейках как старухи у домов и вно...Николай Островски...
  • Vlad Иванов
    Похоже на коммунистическую мистификацию. Для чего? А для того чтобы скрыть подлинного автора.Николай Островски...

Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели

Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели

Михаила Врубеля можно причислить к символистам, отнести к наследникам средневековых традиций, назвать модернистом. Он действительно был многолик и многогранен.

Иконописец и реставратор

О многих ли художниках можно сказать — гениальный? Ещё о меньшем количестве — он создал своё направление. А если к этому добавить — работал во всех видах изобразительного искусства, был незаурядной личностью, долго оставался непризнанным гением, а когда пришёл успех, его судьба окрасилась в трагические оттенки. Необычный набор характеристик, не правда ли? И весь он воплотился в жизни удивительного живописца, основоположника русского модерна Михаила Врубеля.


Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели
Михаил Врубель. Автопортрет, 1905 год. Источник: pinterest.ru

Он родился в Омске. Его отец был военным, поэтому семья часто переезжала. Рисовать Михаил начал уже в пятилетнем возрасте. Позже поступил в Академию художеств. Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи.

В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал свои иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом для Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую он был влюблён.
Самоуверенный и пылкий Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра».

«Вестник иных миров»

Из Киева живописец перебрался в Москву и вскоре познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который до последних дней помогал непризнанному гению. За время, проведённое в Москве, Врубель перенёс на холст своего Демона («Демон сидящий«). Спустя ещё год появился «Демон летящий», не дописав которого, мастер взялся за другой образ — полотно «Демон поверженный».

Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увез непонятого художника на несколько лет в Италию.

Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели

Вскоре начался наиболее плодотворный период в жизни Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».

Первая выставка Врубеля состоялось, когда ему было 40 лет. Работы художника вызвали огромный резонанс в творческой среде. Критики назвали его полотна «нехудожественными» произведениями, а пресса окрестила их автора декадентом. Однако именно этот, 1896-й, год стал самым счастливым в жизни гения: он познакомился со своей женой Надеждой Забелой, певицей частной оперы Мамонтова. Врубель сделал предложение практически в первый день знакомства, а через полгода живописец и оперная певица обвенчались. К этому периоду относится и знакомое всем с детства произведение «Царевна-Лебедь», посвящённое персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партию Царевны-Лебеди исполняла супруга живописца. Но на холсте не она. А вот из глубины пышной картины «Сирень» на нас как раз смотрит темноволосая муза и любимая жена мастера. Но не всё было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошёл с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года.

Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели
Валентин Серов. Портрет Врубеля, 1907 год. Источник: ru. wikipedia.org

Солнечным весенним днем мастера похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнёс длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятилетия 19-го века как на «эпоху Врубеля»».



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх