Как попал в Сибирь меч Каролингов?

Как попал в Сибирь меч Каролингов?

Как попал в Сибирь меч Каролингов?

Я уже писала в своей статье о нашем очень интересном музее в Академгородке Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока.

Есть там еще одна уникальная находка, которая меня поразила, это меч каролингов. Настоящий европейский средневековый меч, да еще в отличном состоянии.

Как получилось, что европейский меч был похоронен в центре Западной Сибири?!

Почему он так хорошо сохранился?

И, наконец, было ли случайным, что меч был найден на могильнике, гораздо более древнем, чем сам меч?

Как попал в Сибирь меч Каролингов?

Примечательно, что даже в настоящее время меч является первым и единственным европейским средневековым оружием, найденным в Азии!

Этот загадочный каролингский меч, выкованный в Германии в XII – начале XIII веков, был случайно найден в Сибири – еще летом 1976 года, когда отряд студентов-историков, под руководством археолога Вячеслава Молодина, проводил научные раскопки в Барабинской лесостепи на правом берегу реки Оми, что всего в 120 км от Новосибирска.

Целью археологов было исследование поселения эпохи бронзы, которое здесь находилось более 3 тысяч лет назад.

Под корнями старой березы одного из студентов ждала настоящая удача – он раскопал край какого-то массивного железного предмета, первоначально приняв его за обломок старой косы.

И вскоре на свет был извлечен почти метровой длины увесистый меч с характерной для средневековых богатырских мечей железной рукоятью, отчетливо выраженной перекладиной гарды и трехчастным навершием.

Клинок меча был изготовлен в Центральной Европе, вероятно, где-то на территории Германии, в бассейне Рейна, а затем оказался в Швеции или на острове Готланд, где клинок снабдили богато украшенной серебром рукоятью.

Об этом говорит специфический "рунический" узор, характерный для шведов и ливов. На обеих сторонах клинка была нанесена надпись, представляющая собой некое сокращение, при этом сама каллиграфия неопровержимо свидетельствует о "развитой стадии эпиграфических приёмов письма".

Как попал в Сибирь меч Каролингов?

Надписи, нанесенные на клинок, гласят: "N/omine/M/atris/S/alva/t/oris/Et/erni/D/omini/S/alvatoris/Eterni" и "C/hris/t/us/Jh/etsus/ C/hris/t/us" ("Во имя матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного. Христос Иисус Христос"). На другой — "N/omine/O/mnipotitis/M/ater/E/terni/N/omin/e" ("Во имя Всемогущего. Богоматерь Во имя Вечного")

Начальные буквы надписи на обратной стороне лезвия исчезли; и хотя оставшаяся часть надписи позволяет реконструировать ее с определенной степенью условности, слово “NOMENE”, четко видимое на лезвии, может быть реконструировано как “N [omine] O [mnipotentis]. М [атеР]. Е [теРни] Н [омин]е”, что в переводе означает: “Во имя Всемогущего Бога. Матерь Божья. Во имя Вечного".

Есть две гипотезы попадания меча в Западную Сибирь.

1. Гипотеза. "Меч мог попасть в Западную Сибирь благодаря торговым связям. Так еще в 30–50-е годы XII столетия Абу Хамид ал-Гарани, путешествуя по русским землям, сообщает о том, что восточные клинки завозились купцами в северную Югру. Именно здесь, на севере, проходил древний путь из Руси в Приобье, который носил название Зырянской дороги, или Русского теса. Путь этот действовал в XII веке и документирован, как сообщает В. П. Даркевич, по находкам динариев, гривен, серебряных сосудов и других предметов. В Зауралье, в Среднем и Нижнем Приобье обнаружены многочисленные предметы средневекового ювелирного искусства, попавшие сюда с запада. Так, на Урале зафиксировано более ста кладов серебряной утвари.

2. Гипотеза, ее выдвинул сам Вячеслав Иванович Молодин, что меч мог быть привезен атаманами Ермака, в частности Иваном Кольцо.

Вот , что он пишет:

"Однако было у меня и другое объяснение. Правда, на него никто из ученых не ссылается, поскольку, вероятно, всерьез не принимают. Единственный, кому эта идея понравилась, был академик Окладников, об этом он даже написал в одной из последних своих работ…

Гипотеза, о которой я расскажу, выглядит настолько смело и даже фантастично, что сегодня, наверное, я бы никогда не вставил ее в научную работу. Но с другой стороны – выглядит очень красиво. К тому же в жизни порой происходят события покруче самой смелой фантастики.

Я и сейчас, когда пишу эти строки, полагаю, что нельзя исключать вариант, что меч попал в Барабу вместе с отрядами Ермака. Ведь, несмотря на наличие у казаков огнестрельного оружия и сабель, даже стрелецкие отряды, экипированные более современным для своего времени оружием, еще пользовались мечами. Поэтому вполне возможно, что казаки Ермака имели их на вооружении.

Продвигаясь на восток, казаки постоянно сталкивались с отрядами хана Кучума, а в районе Барабинской степи–с мурзой Карачи, который имел кочевья по реке Оми. По некоторым свидетельствам осенью 1583 года мурза Карачи обманом заманил к себе в ставку сподвижника Ермака Ивана Кольцо вместе с отрядом в 40 человек и расправился с ними. Да, да, того самого легендарного Кольцо, который привез в подарок Ермаку доспехи от царя Ивана Грозного!

В данной связи уместно предположить, что ставкой Карачи могло быть городище XV–XVI века, расположенное в Барабинской лесостепи в каких-нибудь 2,5–3 км от места находки меча и в километре от современного села с названием… Старые Карачи! Не память ли это о мурзе Карачи и его владениях?!

Представим последний бой казачьего отряда, возглавляемого Иваном Кольцо. Нападение неожиданно. Кто-то сразу погиб от предательского удара в спину, кто-то успел выхватить саблю или меч и сражается с наступающими татарами. Силы неравны. Казаки пытаются пробиться сквозь толпу неприятелей, однако ряды бойцов быстро тают. Иван сразил уже не одного противника. В руках у него сверкает богатырский меч – подарок русского царя. В отчаянии Иван и еще несколько оставшихся в живых казаков буквально прорубают себе дорогу к коновязям, где оставлены верные кони. Удар, еще удар, и вот нога Ивана уже в стремени, и вот он уже мчится по степи, и конь все дальше уносит его от кровавой сечи. В спину дышит погоня, летят стрелы. Мимо! Снова мимо! И вдруг… что-то обожгло, перехватило дыхание. Меч выпадает из богатырской руки и остается лежать под стоящей у дороги молодой березкой… Левая рука еще какое-то время держит повод… Последнее, что увидел Иван Кольцо, – оскал догнавшей его низкорослой татарской лошадки…

Может быть, я угадал и все было именно так, может быть, иначе… Но все-таки версию о том, что последним владельцем преображенского меча был легендарный Иван Кольцо, исключать не хотелось бы – уж больно красивая легенда!"

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх