На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Eduard
    "Дуб,я Жолудь,прием"!Шимпанзе общаются...
  • Maxim
    Кот-рыболов, Prionailurus viverrinus, ДВ - рулит..Вот почему коты н...
  • Владимир Акулов
    Конечно  ,  все  живые  организмы  общаются  друг  с  другом...Можно  научить  общаться  и  с  человеком...Язык  жест...История жизни сам...

Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2022)


                     

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за август-сентябрь 2022 года.


Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения.
Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.


Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Владимир КЛИМАНОВ

Экономист. Директор института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС


Вплоть до конца лета негативные тенденции в социально-экономическом положении регионов и городов, вызванные жёсткими санкциями западных стран, проявлялись неявно. Доходы бюджетов были по-прежнему выше, чем в прошлом году, безработица сохранялась на исторически минимальном уровне. В то же время первые признаки замедления экономического роста и бюджетных показателей в августе стали уже отмечаться.

Удивительно, что, в отличие от 2021-го и предыдущих годов, накануне дня голосования дополнительных мер поддержки населения не было. При этом лояльность населения по отношению к органам власти сохранялась на прежнем уровне. Именно с таким фоном субъекты Федерации и муниципальные образования подошли к выборам.

Всё-таки более всего на общее состояние развития городов влияет текущая геополитическая ситуация.

Алёна АВГУСТ
Политконсультант, специалист по связям с общественностью


Наша действительность до 24 февраля и после 24 февраля 2022 года – две большие разницы. Быть мэром до 21 сентября и после – тоже две большие разницы. Потому что на любую деятельность, в том числе и хозяйственную, которая стандартно занимает большую часть активности мэра, накладывается отпечаток СВО, а теперь ещё и частичная мобилизация.

Ведь кому, как не мэру, люди готовы высказывать своё непонимание, претензии, свои печали, страхи, беды. И не зря ещё с 2020-го года, хотя это было необходимо и раньше, обязательная опция в деятельности представителей власти – психотерапевтическое общение, которое не только разъясняет, но и успокаивает, приводит в норму, стабилизирует и даёт образ будущего.

Поэтому мэр, помимо сосредоточения на хозяйстве, ещё должен быть понимающим, разъясняющим, показывающим, чего ждать. Не у каждого мэра есть и те, и другие умения, мы знаем даже, что в жизни кто-то хорошо ремонтирует дом, а кто-то хорошо об этом говорит: и то, и другое одинаково на уровне получается мало у кого. Выходит, надо этому учиться.

И, конечно, особое внимание сегодня уделяется соцсетям, потому что люди активно ищут информацию о том, что происходит, боятся фейков, и очень важно правильно выстроить коммуникацию, чтобы быть первоисточником реальных новостей.

Сейчас, после очередного дня голосования в России, часть мэров, как сейчас говорят, предприняли рокировку: кто-то ушёл в Совет Федерации, кто-то – со своего поста без смены уровня или ветви власти, где-то произошли замены. Есть надежда на то, что, если мы говорим о столицах, то пришли те мэры, с которыми будет удобно, комфортно и эффективно работать губернаторам, в том числе вновь избранным, потому что связка «губернатор и мэр столицы региона» должна быть крайне плотной и приносить пользу территории.

Сергей БЕЛОКОНЕВ
Политолог, научный руководитель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ


Конец сентября российским городам добавил турбулентности и роста политической активности горожан. Частичная мобилизация, объявленная президентом Владимиром Путиным, запустила массовые процессы гражданского взаимодействия, ключевой вопрос в котором в большинстве регионов – мобилизация граждан в соответствии с задачами, поставленными президентом.

В ряде регионов/городов военные комиссариаты оказались слишком агрессивны в наборе резервистов, и возникли нарушения, переросшие в рост недовольства и даже стычки с правоохранительными органами. Протестные процессы возникли в Махачкале, отчасти – Южно-Сахалинске и др. Непростая ситуация сложилась в Курске, Симферополе, Белгороде и других территориях. В этих условиях именно местное самоуправление в лице городских администраций, имея связь с локальными сообществами, может сохранить конструктивную коммуникацию и диалог между обществом и властью. И уже первые дни показали, что в таких городах, как Вологда, Тула, Краснодар, Хабаровск и других власти включились в этот процесс и участвуют в контроле за правомерностью деятельности военных комиссариатов. Ближайшее время покажет, насколько разные уровни российской власти, включая мэров городов, смогут выровнять и укрепить коммуникацию между властью и обществом.

Сергей РУМЯНЦЕВ
Политконсультант, директор Центра прикладных исследований и программ, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)


События последних недель стали экзаменом для системы взаимодействия публичной власти как внутри себя, так и с обществом. Несомненно, серьёзное влияние на ситуацию оказывает отсутствие у большинства понимания того, как будут развиваться события во внешней политике. Безусловно, это сказывается и на политике внутренней.

Мобилизация и связанные с нею настроения в обществе стали серьёзным вызовом и для корпуса градоначальников.

Сегодня, как никогда, от слаженного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, с региональными органами власти зависит то, насколько получится сохранить ощущение безопасности у жителей нашей страны. В этих условиях степень ответственности руководителей муниципалитетов за принимаемые решения выходит на совершенно иной уровень. Справиться с этими вызовами смогут те градоначальники, которые сумеют выстроить свою работу таким образом, чтобы сохранить к себе кредит доверия (ну и, собственно, это уникальный шанс для тех руководителей городов, которые таким доверием до настоящего момента не владели).

Если сегодня не получится выстроить систему доверительных отношений между обществом и властью, это может обернуться самыми неблагоприятными последствиями для государства.

Александр СПЕРКАЧ
Директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», старший преподаватель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России


Говоря о делах мэрских, я уклонюсь от довлеющей ныне, федеральной по своей сути повестки. Хотел бы обратить внимание на слова казанского градоначальника Ильсура Метшина, непосредственно затрагивающие насущные проблемы подавляющего большинства муниципалитетов России. Мэр, во-первых, констатировал, что коммунальные сети «изношены хуже ржавого дуршлага»; во-вторых, поднял тему острой необходимости федеральной программы, которая бы переломила ситуацию к лучшему. Примечательно, что подобные речи ведёт глава столицы одного из наиболее успешных в административном, финансовом и экономическом плане субъектов Российской Федерации. Учитывая данное обстоятельство, можно понять, насколько плохи дела в городах не столь заметных и выдающихся, как Казань. В абсолютном большинстве случаев на муниципальном и региональном уровне средств для принципиального решения проблемы коммунального «ржавого дуршлага» просто не имеется, и его латают по порочному принципу тришкиного кафтана.

Зачастую даже сезонное подключение отопления в городах не может пройти в штатном режиме, сопровождаясь множеством мелких и не очень аварий, устраняемых сотрудниками профильных коммунальных служб в пожарном режиме.

Выскажу крамольную мысль: без многих атрибутов внешнего благоустройства (которое, конечно, есть дело хорошее), без переложенных бордюров, отбеленных фасадов и т. п. жить можно, но стабильно работающие коммунальные сети – гораздо более насущная вещь. Отключайте водопровод или канализацию более-менее регулярно, и никакие газоны-вазоны с велодорожками и крашенными всеми цветами радуги благоустроенными фасадами не компенсируют провала в качестве жизни городских жителей.


Первая группа рейтинга





Глава города федерального значения Москва Сергей Собянин укрепляет своё положение в верхней строке «Национального рейтинга» после поддержки Владимиром Путиным его кандидатуры на выборах градоначальника в 2023 году. Стать четырёхкратным мэром глава государства благословил Сергея Собянина 10 сентября во время выступления на праздничном концерте, посвящённом Дню города. Президент сказал много приятных для мэра слов: в городе проведена большая работа по совершенствованию транспорта, здравоохранения, образования, продемонстрирован высокий темп модернизации и т. п.

Сергей Собянин извлёк максимум имиджевой пользы из публичных контактов с главой государства во время празднования Дня города. Градоначальник сопровождал президента в парке «Зарядье», где они совместно в режиме ВКС открыли ряд городских объектов и побывали на праздничном концерте. Хотя само по себе широкое празднование вызвало много критических замечаний со стороны экспертов, указывавших на его несвоевременность.

Укрепили позиции команды Сергея Собянина и результаты муниципальных выборов в советы 125 районов Москвы – абсолютное большинство мандатов получила «Единая Россия», а «серебро» – у лояльного мэрии объединения «Мой район». По мнению экспертов, оппозиция – как системная, так и несистемная, – ослабленная внутренними противоречиями, ничего не смогла противопоставить партии власти.

Традиционно глава мегаполиса набирал рейтинговые баллы, участвуя в открытии или анонсировании различного рода социальных объектов, транспортной инфраструктуры и пр. Так, Сергей Собянин сообщил о планах по развитию метро на ближайшие годы, в частности, о строительстве трёх новых радиусов: Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий и продлении метро в аэропорт Внуково, районы Северный, Гольяново и Сосенское. Он также представил планы по развитию Северного, Центрального и Южного Чертаново по программе «Мой район». Ещё одним плюсом в свете выборов мэра-2023 стала уже не обкатка, а, по сути, окончательная легализация действующей в Москве собственной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Как считает ряд экспертов, именно контроль за подсчётом голосов, наряду с обновлением личного имиджа и формированием лояльного местного депутатского корпуса, и должны гарантировать Сергею Собянину избрание на очередной срок, подготовка к чему уже стартовала.

Позитивный резонанс в промышленной Москве вызвало заключение ПАО «КамАЗ» и правительством столицы соглашения о развитии автозавода «Москвич», в чём наблюдатели увидели, в числе прочего, реализацию лоббистских возможностей градоначальника.

Эффектным пиар-ходом в духе «мэр Москвы спешит на помощь» эксперты расценили полёт Сергея Собянина в соседнюю Рязанскую область, где бушевали лесные пожары. Москва направила в зону ЧС 9 000 спасателей и более 2 000 спецмашин.

Меньшая часть экспертов является принципиальными критиками московских властей, указывая на вопиющую неразумность трат, губительную уплотнительную застройку, проблемы в организации частичной мобилизации и прочие системные грехи. Однако в итоге лидерство Сергея Собянина в «Национальном рейтинге» в рассматриваемый период оказалось даже более прочным, чем в предыдущих исследованиях.

После того, как линия боевых действий в середине сентября стала пролегать по российско-украинской границе, Антон Иванов (г. Белгород) возглавляет, по сути, прифронтовой муниципалитет, где близость СВО ощущается, что называется, в режиме онлайн. Так, в последний день лета над Белгородом срабатывала система противовоздушной обороны, сбивая выпущенные ВСУ ракеты. А в ночь на четверг 8 сентября в Белгороде произошёл взрыв на электроподстанции, в результате чего почти все районы города остались на какое-то время без света и воды. В целом, по свидетельству наблюдателей, атмосфера в городе нестабильная, жители встревожены ситуацией и ждут от местной власти – на своём, конечно, уровне – решительности и эффективности.

После роста напряжённости в соседней Харьковской области Украины в Россию хлынул поток беженцев, львиная доля которых досталась Белгороду. Эксперты оценили оперативность, с которой здесь были развёрнуты пункты временного размещения (ПВР), где, по сообщениям экспертов, все прибывшие получили помощь волонтёров, места в палатках и трёхразовое питание. Более того, областная столица столкнулась с необходимостью принимать беженцев и с территории своего региона. Так, свыше 70 жителей села Красный Хутор Белгородского района, которое пострадало в результате обстрела ВСУ, разместили в ПВР в областном центре.

В целом эксперты положительно оценивают работу градоначальника и его команды в обстановке, требующей от администрации адекватной и быстрой реакции на вызовы, с которыми прежде ни один российский градоначальник не сталкивался.

Видимо, иное мнение у губернатора Вячеслава Гладкова, адресовавшего Антону Иванову очередную порцию публичной критики. На совещании правительства области глава региона жёстко раскритиковал мэра Белгорода за отсутствие реакции на жалобы горожан в соцсетях по вопросам благоустройства, а также обвинил сити-менеджера в неготовности к совещанию и в том, что тот губернатора «с утра заводит». В предыдущий раз мэр «заводил» Вячеслава Гладкова состоянием в Белгороде уличного освещения.

Губернатор, к слову, усилил команду Антона Иванова, отрядив туда своего советника по реализации крупных региональных проектов, экс-мэра Симферополя Валентина Демидова. Он занял должность советника сити-менеджера Белгорода.

В числе других проблем, с которыми столкнулся градоначальник, наблюдатели указывают дефицит водителей в «Белгорблагоустройстве», которых мэрия планирует арендовать у аграриев, а также нехватку водителей школьных автобусов, чья зарплата, по признанию Антона Иванова, оставляет желать лучшего. Пишут и о «уничтожении электротранспорта», расширении зоны платных парковок.

Но всё же, по мнению аналитиков, основная задача мэра Белгорода сегодня – обеспечение безопасности горожан и бесперебойного функционирования городского хозяйства в условиях введённого в регионе высокого уровня террористической опасности. Это видится экспертам приоритетным, и они, несмотря на эскапады губернатора и изрядную долю критики, пока только на один пункт ухудшили позицию Антона Иванова в «Национальном рейтинге».

В августе пост мэра Краснодара покинул Андрей Алексеенко, проработавший на нём около 9 месяцев. Он был назначен первым заместителем главы военно-гражданской администрации Харьковской области — председателем совета министров Харьковской области, над которой шефствует край.

Временно исполняющим обязанности мэра Краснодара назначен 1-й заместитель градоначальника Максим Слюсарев, курировавший в мэрии департамент внутренней политики, управление по делам молодежи, а также департамент по физической культуре и спорту. Ранее на протяжении пяти лет, с 2016-го по 2021 год, Максим Слюсарев занимал должность советника губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, а до того много лет служил в ВС РФ (по данным некоторых наблюдателей – в правоохранительных органах по контракту). Эксперты обратили внимание на тот факт, что на сайте администрации края во время работы там Максима Слюсарева никаких упоминаний о нём не было, а на момент написания этих строк сайт горадминистрации Краснодара о силовом прошлом врио мэра сообщает крайне скупо. Известно, что Максим Слюсарев имеет два высших образования: окончил Московский государственный университет коммерции и Кубанский госуниверситет по специальности «Экономика».

Как подчеркнули некоторые эксперты, навыки кадрового силовика врио мэра в его работе могут быть весьма кстати. Относительная близость к событиям СВО сказывается и на обстановке в Краснодаре. Так, в городе распространялось фейковое постановление об организации пунктов временного размещения беженцев, в том числе из Крыма, в школах города.

По мнению наблюдателей, Максиму Слюсареву, с точки зрения муниципальной экономики, досталось неплохое наследство. Так, рост бюджетных поступлений в г. Краснодаре, по сравнению с 2021 г., составил 13%. Основной объём расходов – социальная сфера (58%), дорожное хозяйство, ЖКХ, благоустройство. Максим Слюсарев распорядился проработать вопрос зелёных насаждений: осенью в Краснодаре высадят около 17,8 тыс. деревьев и кустарников. В парке «Краснодар» в сентябре продолжается строительство новой очереди — Японского сада, которое «курирует» владелец парка, влиятельный бизнесмен Сергей Галицкий.

Нового мэра депутаты городского парламента выберут не менее, чем из двух претендентов 8 ноября. Приём документов на конкурс продлится до 14 октября. Четырёх членов конкурсной комиссии назначили депутаты гордумы, четырёх — губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Что касается экспертных оценок относительно перспектив Максима Слюсарева избавиться от статуса «врио», то здесь мнения расходятся. Одни наблюдатели этого не исключают, учитывая, прежде всего, тот факт, что Максим Слюсарев до сей поры впрямую не отметился попытками «застолбить» сферу влияния и участием в бизнес-конфликтах в курортной столице России, которые весьма раздражают столицу реальную. Другие аналитики считают, что появится абсолютно новый игрок, возможно, выдвинутый Центром, который и возглавит главный город Кубани. Третьи эксперты прогнозируют, что свою кандидатуру на должность сити-менеджера выставит краевая власть, называя возможной в этом качестве фигуру вице-губернатора Евгения Наумова.

А пока эксперты не очень довольны кадровой нестабильностью в Краснодаре, не уверены, что именно Максим Слюсарев окажется новым мэром, поэтому его позиции в «Национальном рейтинге» стали хуже.


Далее здесь



Ссылка на первоисточник
наверх