На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...
  • Анфиса Иванова
    Ага, значит я потенциальный преступник...  Надо подумать, едри их в корень!...🤫Пульс человека по...

Тайны Мангазеи



В мае-июне 2019 года в Ямало-Ненецком автономном округе состоялась масштабная историко-географическая экспедиция «Тайны Мангазеи – 2019». Экспедиция, получившая всероссийскую известность и огромный резонанс, доказала реальность быстрого и сравнительно безопасного водного пути из бассейна реки Таз на реку Енисей. Путь, освоенный еще русскими первопроходцами ХVII века, с коротким, но труднопроходимым сухопутным участком – волоком, когда-то активно использовался, но затем был заброшен и забыт, а теперь вновь обнаружен и исследован.

Северный речной путь

Тщательная подготовка, проведенная участниками экспедиции зимойвесной 2019 года, позволила к маю сосредоточить в с. Красноселькуп необходимый запас продуктов, снаряжения, оборудования, топлива, транспортных средств. Кроме того, часть топлива была завезена на снегоходе в зимний период на Перевальное озеро, расположенное примерно в середине пути. Экспедиционная полевая группа из пяти человек вылетела в Красноселькуп из г. Новый Уренгой двумя рейсами, 23 и 25 мая, и была в любой момент готова начать движение по реке Таз и далее по реке Худосей, как только позволит ледовая обстановка. Несмотря на сравнительно теплую в конце мая погоду, лед на реке Таз держался до последних дней весны. И только 30 мая, в условиях продолжающегося ледохода, путешественники на трех резиновых моторных лодках вышли из Красноселькупа. Уже через 15 км они были вынуждены остановиться перед ледяным затором. Было принято решение не становиться лагерем и не отправляться обратно в Красноселькуп. Приготовили ужин, а тем временем затор прорвало, огромные льдины медленно прошли мимо участников экспедиции, освободив им реку Таз для дальнейшего путешествия.


К полуночи было достигнуто место впадения в Таз Худосея. Устье этой реки оказалось закрыто льдом, но путешественники обнаружили невдалеке необозначенную на карте протоку, по характеру течения которой можно было предположить, что где-то она соединяется с Худосеем. Положившись на инстинкт, участники экспедиции продолжили путь и к утру, лавируя между большими льдинами, выносимыми течением из верховьев Худосея, достигли этой реки.

В середине следующего дня, уже во время путешествия по реке Покалькы (в истоках которой и расположен древний волок), случилось первое серьезное происшествие. Одна из лодок напоролась на острую льдину и получила рваный разрез. Вода в ней стала прибывать с такой силой, что участники экспедиции еле успевали вычерпывать ее, пока искали подходящее место для швартовки к берегу. После тщательного ремонта, во время которого лодка была полностью разгружена и разобрана, продолжение путешествия было возможно уже только на следующий день.

Последующие два дня пути по рекам Худосей и Покалькы оказались в целом рутинными, хотя и достаточно сложными в плане продвижения к промежуточной цели путешествия – предполагаемому волоку на пути из бассейна реки Таз к Енисею. Тяжелогруженые лодки шли против течения, огибая опасные места и стремясь избежать столкновения с затопленными и плывущими навстречу каравану судов деревьями, довольно много численными в период паводка. Во время движения, ориентируясь на ранее полученные от местных проводников данные, участники экспедиции оценили уровень воды в Худосее и Покалькы, он оказался примерно на метр ниже ожидаемого. И это грозило стать серьезной проблемой, ведь прошлогоднее путешествие оказалось прервано именно из-за низкого уровня воды в реке Покалькы, обнажившего непреодолимые каменные пороги. Несмотря на нарастающие по ходу движения вперед препятствия в виде ледяных заторов и перегораживающих путь стволов деревьев, экспедиция за двое суток благополучно добралась до устья реки Перевальной. При этом активная фаза движения речной «эскадры» приходилась в основном на ночное время, благо в этих местах уже наступил полярный день и солнце практически не заходило за горизонт.

Тайна забытого волока

Устье реки Перевальной – это начало (со стороны Ямало-Ненецкого автономного округа) волока до озера Перевального, из которого, если судить по древнерусским летописям и воспоминаниям путешественников прошлых веков, вытекает речка, открывающая путь сначала в реку Турухан, а затем и в Енисей. Изучение летописей и обширной исследовательской литературы по теме Мангазеи и Енисейского хода позволило участникам экспедиции назвать сухо путный участок пути близ устья реки Покалькы волоком Ерофея Хабарова. Знаменитый житель Великого Устюга, а затем и ямальской Мангазеи, покоритель Приамурья, в честь кото рого назван город Хабаровск, как минимум один раз проходил этим путем на Енисей со своим родным братом Никифором. Волок, где бывал Ерофей Хабаров, и в те далекие годы, и сегодня представляет собой труднопроходимую местность, где от одной точки водного маршрута (место впадения реки Перевальной в Покалькы) до другой (берег озера Перевального) – около 7 км пути.

Паводок, конечно, позволял кое-где продолжать движение на лодках, но в основ
ном мы тащили их за собой на буксире, как бурлаки на Волге»…

Павел Нефедов, руководитель экспедиции
В период паводка по большой воде у участников экспедиции выбора практически не оставалось, путь через сухой волок не просматривался. Группе «новых перво проходцев» пришлось пробиваться к берегу озера Перевального по так называемому мокрому волоку, через широкую полосу заболочен ной местности, насыщенную ручьями, водотоками, колками и встающими непроходимой стеной участками сплошного леса – березового, елового, тальникового. По словам руководителя экспедиции Павла Нефёдова, это был настоящий кошмар: «Паводок, конечно, позволял кое-где продолжать движение на лодках, но в основном мы тащили их за собой на буксире, как бурлаки на Волге, с той разницей, что под ногами был лед, покрытый талой водой, на нашем пути встре чались ямы и промоины, непроходимые заросли из кустарников, переплетенных корневищ и стволов поваленных деревьев». Несколько раз участники экспедиции с головой уходили под воду, проваливаясь в едва прикрытые льдом глубокие ямы. Порой им, подобно конкиста дорам в джунглях Амазонки, приходилось пробивать себе путь чрез сплошную стену деревьев и кустарников – заменой мачете служили топоры. Самый адский участок пути, протяженностью около километра, экспедиция преодолевала в общей сложности около суток. Большую роль в благополучном завершении сложного этапа сыграл профессиональный спасатель – Марсель Чаушев, который правильно организовал продвижение участников экспедиции по безопасному маршруту, обеспечил надежную транспортировку лодок и грузов.



Экспедиция сумела повторить путь первопроходцев XVII века от Мангазеи (Ямал) до Новой Мангазеи (с. Старотуруханск в Красноярском крае). Тем самым удалось доказать, что водно-сухопутный путь по большим и малым рекам Ямала и Туруханской низменности существовал и активно использовался в позднее Средневековье и последующие исторические периоды.

Зарубки на деревьях оставили первопроходцы ХVII–XVIII веков

Насквозь промокшие, замерзшие, с изрезанными в кровь руками участники экспедиции добрались до озера Перевального и, наскоро перекусив, встали на ночлег. На следующий день на берегу озера путешественники обнаружили остатки древней пристани. Кроме
того, их ждал неприятный сюрприз: водная гладь озера оказалась сокрыта под панцирем льда. И только кое-где в прибрежной зоне можно было обнаружить чистую от ледяного массива воду. На совете экспедиции было решено устроить днёвку – суточный отдых и, как было задумано ранее, обследовать окружающую местность.

В результате пеших походов небольшими поисковыми группами на различных тропах сухого волока и заболоченной низине мокрого волока участники экспедиции обнаружили немало интересных, представляющих научную ценность артефактов. Много встретилось поисковым группам зарубок на вековых соснах, трассирующих путь от реки Худосей к пристани на берегу озера. Метки оставили первопроходцы ХVII–ХVIII веков, обновляли их последователи. Были обнаружены остатки деревянной рельсовой дороги и ямы, указывающие на разрушенные жилые постройки. И, наконец, исследователи обнаружили самый загадочный и интригующий артефакт. На одном из деревьев острым предметом была процарапана цифра 7084. По словам заместителя руководителя экспедиции Дениса Калинина, эта цифра вполне может быть датой преодоления волока в соответствии с принятым в средневековой Руси летоисчислением от Сотворения мира: «Если это действительно дата, хотя мы, конечно, не можем об этом говорить как о научном факте, то получается, что неизвестный путник указал год прохождения волока. В современном летоисчислении это 1576 год, а это уже историческая сенсация. Получается, что найдено подтверждение тому, что волок впервые был преодолен раньше, чем на реке Таз был построен острог Мангазея: как известно, дата его основания – 1600 год».

Гипотеза о том, что волок использовался раньше, чем возник городострог Мангазея, вполне созвучна утверждению известного российского историка Николая Никитина, высказанного в книге «Освоение Сибири в XVII веке»: «Примыкавший к Тазу район – Мангазея – был хорошо известен в России уже в 70-х гг. XVI в. В это же время появились в документах первые упоминания о Тунгусии (тунгусы жили за Енисеем). До англичан и голландцев сведения об экспедициях русских поморов на Енисей дошли в 80–90-е гг. XVI века».

Участники экспедиции считают, что находка вполне может стать предметом для тщательного анализа ученых – историков и археологов, занимающихся исследованием Мангазеи и Мангазейского хода.

Енисейский ход

Северное побережье озера Перевального находится уже в Красноярском крае. Для того чтобы начать движение к Турухану, а затем к Енисею, участники экспедиции тщательно обследовали берег и после долгих поисков при помощи квадрокоптера обнаружили вытекающий из озера небольшой ручей, который, к счастью, оказался свободен ото льда. Пройдя вверх по течению несколько километров, путешественники убедились, что это именно река Покотылькы, котораяи должна была служить путеводной нитью на маршруте сначала к реке Турухан, а затем к Енисею. Именно в устье реки Турухан, у ее впадения в Енисей, и располагалась когда-то Новая Мангазея, ныне поселок Старотуруханск.

В гостях у представителя народа кето (слева направо) Марсель Чаушев, Геннадий Кукушкин, Денис Каурдаков, Денис Калинин, Павел Нефедов

Река Покотылькы отчаянно виляла, норовя окончательно запутать маршрут, но всё же через сутки экспедиция без происшествий добралась до устья, где начиналась более широкая и глубоководная река Верхняя Баиха. Здесь путешественники посетили факторию Ладыга, где их радушно встретил Геннадий Кукушкин. Это один из последних представителей исчезающего народа кето. По данным последней общероссийской переписи, их осталось около тысячи человек. Геннадий угостил участников экспедиции свежевыпеченным хлебом, чаем с брусничным вареньем и подарил в дорогу гуся. А современные путешественники отдарили Геннадия Кукушкина блеснами, цепью для бензопилы, винтом для лодочного мотора, фотоальбомом участника экспедиции Данила Хусаинова. Последний, кстати, 15 лет назад уже бывал на этой фактории и сейчас привез с собой сделанные тогда фотографии, на которых позировал в том числе и малолетний Геннадий Кукушкин. Геннадий искренне порадовался подаркам, а на вопрос, чего ему не хватает в жизни в этой глуши (до ближайшего села – около 180 км), неожиданно ответил – книг. Уже после окончания экспедиции путешественники разместили в соцсетях призыв отправлять Геннадию Кукушкину книги по почте (в тот самый ближайший поселок, оттуда он может их забрать), и огромное количество людей откликнулось на этот призыв.

Устье реки Турухан, берег Енисея, экспедиция успешно достигла села Старотуруханск (в прошлом – Новая Мангазея)

Чуть менее суток по Верхней Баихе прошла экспедиция до ее впадения в стремительный поток Турухана. Река Турухан – это уже серьезная водная артерия, судоходная, глубокая и достаточно опасная. Часов через пять пути справа по борту экспедиции показался тот самый (ближайший к фактории Ладыга) поселок Фарково – некогда богатая фактория, в которой сегодня проживает менее 200 человек, из нихполовина – селькупы, коренной народ этих мест. Местные жители рыбачат и охотятся на бескрайних просторах Туруханского края.

Двенадцать часов пути по течению – и в устье Турухана замаячили постройки крупного селения: это село Старотуруханск, некогда называвшееся Новой Мангазеей. Воссозданная на берегах Турухана и Енисея Новая Мангазея во второй половине XVII века была процветающим городом. Ныне это забытый богом поселок рыбаков, охотников и бюджетников.

Дальнейший путь экспедиции пролегал через бурный Енисей. Благополучно переправившись через великую реку, путешественники стали лагерем на берегу. На следующий день участники экспедиции посетили Свято-Троицкий мужской монастырь, а еще через день вылетели самолетом в Красноярск.

Во время экспедиции участники эксперимента вели наблюдения за животным и растительным миром прилегающих к реке территорий, фиксировали температурный режим, а также исследовали фарватеры проходимых рек. Все этапы экспедиции зафиксировал на камеру штатный видеооператор ООО «Газпром добыча Ямбург» Денис Каурдаков. Все данные, полученные в ходе экспедиции, анализируются и будут представлены в качестве развернутого отчета, по результатам экспедиции будет смонтирован документальный фильм. По словам фотографа Данила Хусаинова,пройденные места были очень живописны, что позволило сделать сотни уникальных снимков, которые будут представлены на специальной фотоэкспозиции.

Главная цель историко-географической реконструкции была полностью выполнена. Экспедиция сумела повторить путь первопроходцев XVII века от Мангазеи (Ямал) до Новой Мангазеи (с. Старотуруханск в Красноярском крае). Тем самым удалось доказать, что водно-сухопутный путь по большим и малым рекам Ямала и Туруханской низменности существовал и активно использовался в позднее Средневековье и последующие исторические периоды.

Перспективная задача исследователей – полная реконструкция пути первопроходцев Мангазейского хода: от устья Северной Двины на кочах (древнерусских морских судах) до Мангазеи, а затем на аутентичной копии древнего карбаса до Новой Мангазеи в Туруханском крае.

КОРПОРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ «ГАЗПРОМ»


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх