Свежие комментарии

  • Лилия Королева
    Случай Антропова:...
  • Лилия Королева
    У меня самый главный вопрос , то до сих пор в Министерстве Образования делает дмитрий ливанов, который занимался "про...Случай Антропова:...
  • Лилия Королева
    Степан , молодец! Настоящий сын Земли Русской! Правильно воспитали парня. 👍👍👍Случай Антропова:...

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны

Как капитан Федор Иванов вопреки приказу отправил на дно 4 военных японских корабля

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны

История Российского Императорского флота в русско-японской войне – это не только Цусима.

Для начала – сразу огорошим. Боевые успехи любого флота имеют понятное количественное измерение:

• тоннаж потопленных боевых кораблей или транспортных судов, и их ранг;
• соотношение сил участников боя;
• влияние тактического успеха на общий контекст вооруженной борьбы на данном ТВД,

и так далее.


Так вот: за явным превосходством почетное первое место в списке обладателей высших достижений нашего флота за последние полтора века (!!!! вдумайтесь – за сто пятьдесят лет!!, от Александра II до наших дней) занимает не Руднев, и не Маринеско, и не даже не киношный Колчак с его потопленным крейсером «Фридрих Карл» менее 10000 тонн водоизмещения (кстати, информация о том, что «немец» подорвался именно на минах Колчака, не подтверждена), а совсем другой русский офицер!

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны
Капитан 2-го ранга ИВАНОВ Ф. Н.

Первое место в списке лучших заслуженно занимает капитан второго ранга Федор Николаевич Иванов, командир минзага «Амур» из состава Первой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. Но пора рассказать, как это было.

Весной 1904 года командир минного заградителя «Амур» капитан II ранга Федор Иванов [всем офицерам с фамилией Иванов в русском флоте полагался порядковый номер, наш герой был Ивановым-шестым] заметил, что, маневрируя перед Порт-Артуром, японские корабли раз за разом проходят по одному и тому же маршруту вне досягаемости огня русских береговых батарей.


Цитируя замечательную книгу 1940 года «Порт-Артур» за авторством А.Н. Степанова, скажем, что русские установили «степень глупости адмирала Того». Казалось бы, дело за малым:

• выставить минное заграждение на пути следования японской эскадры;

• сохранить операцию в тайне;

• дождаться подрыва;

• атаковать деморализованных японцев и смять их.

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны
Броненосец «Ясима»

К сожалению, сложности начались уже на первом этапе. Сменивший погибшего С.О. Макарова на должности командующего 1ТОЭ адмирал Витгефт излишне буквально понимал то, что сейчас называется «международными нормами» и «мнением мирового сообщества». Командующий был категорически против установки мин в нейтральных водах, где это формально нарушало международную конвенцию, и где на них могли бы подорваться суда нейтральных стран.

С этой проблемой Иванов-шестой разобрался играючи: подтвердив приказ об установке мин в пределах русских территориальных вод и никак не дальше, вышел на маршрут следования японцев в нейтральных водах и вывалил там смертоносный груз «Амура», сославшись на навигационную ошибку из-за тумана.

Со второй задачей вышло еще интереснее. Все любители военной истории прекрасно знают о том, что японская разведка переиграла в Порт-Артуре российские спецслужбы «в одну калитку». Все так называемые секреты русских штабов становились известны, как утверждали злые языки, японцам раньше, чем русским частям. В нашем случае, о минной постановке «Амура» к утру 2 мая 1904 года знали не только японские разведчики, а и множество порт-артурцев.

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны
Броненосец «Хацусе»

Во всяком случае, по оценкам современников, не менее двух тысяч офицеров, солдат и просто обывателей собрались на набережной в ожидании ежедневного дефиле японской эскадры. Как получилось, что японская агентура не успела донести адмиралу Того об операции – доподлинно неизвестно, но, так или иначе, на минах, установленных Ивановым-шестым, подорвались 4 японских корабля. И каких! От махонькой «номерной собачки», миноносца №48 водоизмещением 80 с небольшим тонн, до броненосца «Ясима» водоизмещением свыше 12 тыс. тонн. И, вишенкой на торте – один из лучших боевых кораблей микадо, броненосец «Хацусе» водоизмещением 15 с половиной тыс. тонн!

Причем «Ясима» и «Хацусе» подорвались в виду крепости, на глазах у тысяч артурцев. Мало того, второй прямо напротив Порт-Артура и затонул, унеся на дно полтысячи человек экипажа. «Петропавловск» был отомщен! [«Ясима» затонул в тот же день при буксировке на базу].

Но вот с выполнением четвертой задачи не задалось. Для того, чтобы дать команду атаковать деморализованного противника, у В.К. Витгефта не хватило духу. Потрепанная японская эскадра беспрепятственно отошла от Порт-Артура, хотя, по мнению наблюдателей, догнать и растерзать ее остатки 1ТОЭ вполне могла. Нанеся японцам тактическое поражение 2.5.1904, русские вполне могли переломить ход борьбы за обладание морем. Но для этого им нужен был адмирал Макаров, а не Витгефт.

Несправедливо забытый герой Русско-Японской войны
В.К. Витгефт

Дальше началась обычная история – наказание невиновных и награждение непричастных. Командующий 1ТОЭ пытался отказать в представлении Ф.Н. Иванова к Георгиевскому кресту в связи с тем, что тот формально нарушил приказ о месте установки минного заграждения [в итого Георгия 4-ой степени Иванов-шестой все же получил]. Зато, в полном соответствии с принципом «у победы много отцов» главным победителем в операции 2.5.1904 был назначен сам командующий 1ТОЭ В.К. Витгефт. За этот успех «Вилю», как его неуважительно называли офицеры, наместник Государя на Дальнем Востоке Алексеев досрочно представил к производству в вице-адмиралы.

Самого же Иванова-шестого, подлинного триумфатора операции, «помазали вице-адмиральством» только через 11 лет, при выходе в отставку в 1915 году. Судьба героя после выхода в запас неизвестна, место его захоронения – также.

И да: считая от Синопского сражения 1853 года, ни до, ни после Иванова-шестого, российский/советский флот не отправлял на дно вражеских боевых кораблей первого ранга, за исключением упомянутого выше крейсера «Фридрих Карл». Забавные кадры из фильма «Адмирал» [это, если помните, где под обстрелом устраивается молебен], посвященные этому эпизоду военной истории, оставим без комментариев, чтобы не обижать верующих.

Кстати, отметим, что в упомянутой книге 1940 года «Порт-Артур» А.Н. Степанова идея минной постановки одновременно с Ивановым приходит в голову одному из главных героев – сухопутному артиллеристу поручикуБорису Борейко по прозвищу «Медведь», рожденному фантазией автора.






Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх