Ссылки на изложенный в 1-й книге Еноха миф о падении ангелов имеются в нескольких «сектанских» (т.е. предположительно написанных самими кумранитами) текстах из Кумрана. Так, сочинение, носящее условное наименование «Века творения», сообщает:
7 [w]pšr ‘l ‘zz’l whml’kym ’š[r b’w ’l bnwt h’dm]
И толкование об Азазеле и ангелах, которые вошли к дочерям человеческим
8 [wy]ldw lhm gbrym w‘l ‘zz’l [ktwb …]
И родили себе исполинов, и об Азазеле написано…
9 [l’hbt’] ‘wlh wlhnḥyl rš‘h kl q[ṣw …]
Любить неправедность и дать в наследие зло во весь его век…
(4Q180, 1, 7-9)
Как мы помним, второй глава падших стражей в арамейском тексте 1-й книги Еноха и её греческих переводах носит имя Асаел (арам. ‘s’l или ‘ś’l) и никак не связан с Азазелом из Лев. 16, 8, 10. С последним он был отождествлён в эфиопском переводе. Из процитированного кумранского текста следует, что подобное отождествление восходит ещё к межзаветной эпохе.
Кумранское сочинение, условно именуемое «Поучением в связи с потопом», упоминает о гибели исполинов – детей падших ангелов и земных женщин:
5 [w]’bdm bmbwl[ …]ym klm
И [Яхве] истребил их в потопе… всех их…
6 whg[bwr]ym lw’ nmlṭw
И исполины не спаслись.
(4Q370, 1, 5-6)
Согласно 1-й книге Еноха, исполины погибли вследствие того, что истребили друг друга по наущению верных Яхве ангелов. Приведённый кумранский текст выражает альтернативную точку зрения, согласно которой их погубил потоп.
1-я книга Еноха называет детей падших ангелов и земных женщин «ублюдками» (арам. mmzry’; гр. μαζηρέους; эф. mänzran) и утверждает, что после их гибели из их тел вышли «злые духи» (πνεύματα πονηρά). В кумранских текстах несколько раз упоминаются «духи ублюдков» (rwḥwt mmzrym) (4Q444, 2, 1, 4 и др.). В «Песнях наставника» наставник (mśkyl) Кумранской общины заявляет, что мощью Яхве будут сокрушены «духи ангелов разрушения (rwḥy ml’ky ḥbl), духи ублюдков (rwḥwt mmzrym), демоны (šd’ym), Лилит, ахим и циййим» (4Q510, 1, 5). В другом месте он упоминает «духов ублюдков» (rwḥy mmzrym) и «время их господства» (qṣ mmšltm) (4Q511, 35, 7-8), из чего можно заключить, что свою эпоху глава кумранитов считает временем власти злых духов, вышедших из тел исполинов.
В качестве средства борьбы с ними общинникам Кумрана предлагается «заклятие (lḥš) именем Яхве», входящее в состав Апокрифических псалмов:
5 [ky] ybw’ ’lyk bly[lh w’]mrth ’lyw
Когда он придёт к тебе ночью, скажи ему:
6 my ’th [hylwd m]’dm wmzr‘ hqd[wšy]m pnyk pny
Кто ты, рождённый от человека и семени святых? Твоё лицо – лицо
7 [šw]w wqrnyk qrny ḥl[w]m ḥwšk ’th wlw’ ’wr
Видения, и твои рога – рога сна. Ты есть тьма, а не свет,
8 [‘wl] wlw’ ṣdqh […]śr hṣbh whwh [ywryd]k
Неправедность, а не праведность… князь войска. И Яхве низведёт тебя
9 [lš’w]l tḥtyt [wysgwr dl]ty nḥwšt b[’lh lw]’
В преисподнюю Шеол и закроет бронзовые двери, через которые не
10 [y‘bwr] ’wr wlw’ [y’yr lk h]šmš ’š[r yzrḥ]
Проникает свет. И на тебя не будет светить солнце, которое сияет
11 [‘l h]ṣdyq
На праведника.
(11Q11, 5, 5-11)
Миф о падших ангелах 4
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии