На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Eduard
    "Дуб,я Жолудь,прием"!Шимпанзе общаются...
  • Maxim
    Кот-рыболов, Prionailurus viverrinus, ДВ - рулит..Вот почему коты н...
  • Владимир Акулов
    Конечно  ,  все  живые  организмы  общаются  друг  с  другом...Можно  научить  общаться  и  с  человеком...Язык  жест...История жизни сам...

Из сборника «Там, где трепещет бездна»

Гефсиманское моление

Христос томился и мучился в Гефсиманском саду не потому, что предчувствовал физические страдания и смерть, а потому, что готовился принять на Себя грех мира. Грех мира для невинного и совершенного Сына Божьего чудовищнее смерти.

Принцип фальсифицируемости

После пяти лет обучения в университете, на историческом факультете, мне предложили остаться на кафедре и начать работу над кандидатской.
Предложила сама Елена Алексеевна Мельникова. Ей нравились мои настойчивость и трудолюбие в постижении истории, но на первом месте, конечно же, было хорошее знание немецкого и шведского языков. Тему для кандидатской сформулировала она сама: Исторические и мифологические параллели в «Младшей Эдде» Снорри Стурлсуна.

Работа по данной теме меня сильно увлекла. Особенно интересно было разбирать сведения, касающиеся событий в Северном Причерноморье. Я даже придумал таблицу, в которой попытался расставить эти факты в логической последовательности. На античных картах Скифии и Сарматии стрелками я чертил маршруты Одина и его славных асов из Танаиса, где находился Асгард, в Гардарику, Саксонию, Данию и Швецию. Но вскоре мне пришлось остановить работу и переключиться на другое «очень важное» дело. Почему?


В одном шведском научном журнале вышла статья, касающаяся творчества моего учителя. В ней подвергалась сомнению «научность идеи происхождения русов из Швеции», говорилось о «полном отсутствии принципа фальсифицируемости», когда предлагалась и обосновывалась «всего лишь одна версия событий», которая «уже заранее принималась за истинную». В работах русского историка, по мнению критика, не было «свободного незаинтересованного исследования», не было «столкновения нескольких равно претендующих на истину научных гипотез».
А значит, не было науки! В статье отмечался «насильственный диктат одного, уже давно принятого на веру сценария». В конце статьи делался неутешительный вывод: «читать такие работы, где нет интриги, нет борьбы, нет свободного творческого поиска не интересно».

Елена Алексеевна попросила меня срочно разработать альтернативную версию происхождения Руси, основанную на точных, строго проверенных данных, чтобы можно было в споре с этой версией шлифовать свою аргументацию. Разумеется, для столь серьезной работы необходимо было сначала прокачать все известные «мифологемы» наших виднейших антинорманистов.

Целый год я потратил на изучение «патриотических сценариев происхождения Руси». Постепенно у меня возникла своя схема, своя концепция, которую можно было с натяжкой выдать за «научную гипотезу», соответствующую попперовскому принципу фальсифицируемости. Правда, для меня осталась нерешенной проблема: можно ли этот принцип использовать в истории, можно ли так легко переносить его из естественных наук, где он возник, где он эффективен, в науку гуманитарную.

Итак, в чем была суть моей концепции? Я решил взять за основу самый известный и проверенный факт. Это «Руськая земля» в узком смысле слова. Для всех в Древней Руси было совершенно ясно, где находится «исконная Русь», «истинная Русь». Из Новгорода или из Суздаля, из Смоленска или из Галича «ехать в Русь» означало ехать в Чернигов, в Переславль, в Киев. Современные историки с точностью до километров определили территорию «внутренней, коренной Руси» - это странная конфигурация в виде треугольника полянских и северских земель.

Спрашивается, как возник столь удивительный и странный «культурно-географический феномен»? Почему в него вошли территории именно данных восточнославянских племен? Пришествием норманнов это не объяснишь, ведь по данным «Баварского географа» Русь рядом с хазарами существовала за долго до призвания Рюрика. По мнению историков документ написан до 850 года. Соответственно, государство русов необходимо уже иметь, оно уже должно состояться. Есть, правда, тенденция к удревнению «норманского присутствия». Сейчас некоторые покусились на восьмой век! Но государство руссов существовало в форме каганата. Этот высочайший политический статус признавали сразу три империи: Халифат, Византия и Франки. Для его получения необходима длинная история взаимоотношений: дипломатических, торговых, военных. На скорую руку международный авторитет не обретешь. Если бы «русский каганат» был образован шведами, это обязательно бы отразилось в скандинавских сагах, а имена каганов вошли бы в сакральный именослов поэтов-скальдов. Но в средневековой скандинавской литературе ничего подобного мы не находим. В исторической памяти свеев ничего нет. Они владели огромными территориями Восточной Европы, но все забыли.

Есть у норманистов и другая проблема. Изолированные группы роддсов-гребцов не могли бы механически перенести свое имя на славянские союзы племен, у каждого из которых были свое прошлое, свои культурные и религиозные традиции. Значит «Руськая земля» возникла раньше, еще до эпохи викингов, еще до заселения славянами лесостепи. И здесь мы должны серьезно отнестись ко всем источникам, подтверждающим существование Руси в этом регионе в древнейшие, докиевские времена: «аорсы» Страбона, «росомоны» Иордана, народ «хрос» Псевдо-Захарии, «Русь» ат-Табари, русы из жития Стефана Сурожского, русы, нападающие на Амастриду, народ «рос» и «русский каганат» Бертинских анналов, русы «Баварского географа».

Но как формировалось государство русов? И кто такие сами русы? Я разработал свою схему образования, которую назвал «процессом вытеснения». В чем его суть? В последовательном вытеснении из степи одного народа другим. Сначала хетты господствуют в Причерноморье, и их вытесняют киммерийцы. Часть хеттов отходит в лесостепь. Далее скифы вытесняют киммерийцев, часть киммерийцев скрывается в лесной полосе. Затем сарматы вытесняют скифов. Часть скифов уходит в лесостепь. И наконец, гунны вытесняют сарматов. Часть сарматов уходит в леса. Получается, русы – это полиэтничный народ, состоящий из потомков хеттов, киммерийцев, скифов и сарматов. Последний вытесненный этнос задает этому народу язык, но перенимает мифологию. Например, от хеттов был взят культ Перуна, столь популярный среди русов. От скифов культ коня и меча. От сарматов высокое положение женщины и теологемы Хорса и Семаргла. События из эпохи Киевской Руси служат хорошим подтверждением этой схемы. Так черные клобуки, печенеги, торки, берендеи были вытеснены половцами в лесостепь, на ту самую территорию (р. Рось и р. Россава), где и находился исток Руси в узком смысле слова.

И вот, наконец, настал тот великий день, когда я решился познакомить Елену Алексеевну со своими наработками. Мы встретились в ее кабинете на кафедре. Она пригласила меня для какого-то важного разговора. Однако научного диспута не получилось: «альтернативная концепция» оказалась невостребованной. Бедный шведский историк, покусившийся на идеи моего научного руководителя, отказался вдруг от своей критики и даже принес Елене Алексеевне публичное извинение.
- Что же мне делать? – Спрашиваю.
- Забыть все, что ты там напридумывал!
- Я не смогу забыть!
- Отбросить, как околонаучный хлам!
- Докажите сначала мне, что я не прав!
- Здесь нечего доказывать, ибо дважды два четыре и никогда не будет пять.
- Верно! Правильно! Но это вы хотите, чтобы было пять.
- Так! Все! Вернись к своей работе и больше ни о чем не думай!
- Не могу не думать об истине!
- Открою тебе маленькую тайну: истины нет, есть та или иная расстановка фактов. Наша расстановка фактов в «научном сообществе Европы» считается верной. Тысячи ученых работают над ее обоснованием и продвижением.
- Вот пусть «сообщество» и опровергнет мою концепцию!
- Оно не будет ее даже рассматривать!
- Тогда я остаюсь на своем!
- Тогда оно тебя исключит из своих рядов!
- Это ничего. Мне важно остаться с истиной!
- Ну тогда оставайся…

Ловцы призраков

Если мир по своей сложности бесконечен, и значит, процесс познания бесконечен, то, что такое познание для нас - конечных существ? Бег за тенью, попытка поймать мираж, постоянный провал в глубину сущего. Но, возможно, есть иной путь познания, иной путь проникновения в Запредельное. Не через разум, а через Дух. Об этом свидетельствует опыт Церкви Христовой. Одно из двух: или нам дано познать Абсолютную Истину, или мы просто ловцы призраков.

О праве богословствовать

Кто на православном Востоке имел право проповедовать, рассуждать относительно церковных предметов, говорить касательно догматов, присваивать себе достоинство учительства, в конечном счете, философствовать? Только архиереи Божии по данной им свыше благодати! Простым людям, возомнившим себя учителями, это воспрещалось! Таково положение Великого Вселенского Собора 1341 года. Главный принцип здесь «по данной свыше благодати», то есть не от извращенного разума мира сего, не по стихиям мира сего, а от полноты Духа Божьего, обитающего в Церкви Христовой!

Совсем иначе на Западе, совсем по-другому в Католическом мире. Там достаточно было пройти обучение в университете, чтобы начать учительствовать, на основе собственного разума рассуждать о «вещах невидимых», о «предметах церковных». И не важно, какой у тебя духовный опыт, какой путь духовного делания ты прошел. Так Абеляр, соблазнивший свою ученицу, был авторитетнейшим из схоластов. Так папа римский по вопросам веры советовался не со святыми и подвижниками, а с докторами теологии из Сорбонны. Богословие здесь отделилось от аскезы, от духовного подвига, от праведности и святости и превратилось в теологию, в университетскую дисциплину. Именно отсюда в итоге вырастит Реформация, в основе которой индивидуальный религиозный опыт беглого монаха Лютера, основавшего свою «церковь». Человеческим на Западе подменили Божественное. Князь мира сего встал на место Христа, Божественного Логоса.

Грехи мира

Христос взял на себя грехи мира. Включаются ли в них грехи падших ангелов, грехи сатаны?

Амнезия

- Это просто какая-то загадка, - удивляется историк Данилевский, - как только норманны покидают «корпорацию Русь» и возвращаются в свою холодную Скандинавию, они напрочь забывают, что они русы, и даже не вспоминают об этом. Поэтому вы не найдете в сагах «народ рос» и «род русский».

- А загадку легко разгадать, - вмешиваюсь нагло в его речь. – Просто не было в Скандинавии русов. А если и были, то в качестве «заморских гостей» с южного берега Балтики. Отсюда в Швеции славянское слово «торг». Какой товар мог привлечь русов в Скандинавии? Ну, разумеется, красивые женщины. Их продавали сами «свеи» в надежде избавиться от лишних едоков. К тому же мужчин в Скандинавии было мало, ибо многие из них уплывали на Запад за лучшей жизнью. Именно этим можно объяснить некоторые скандинавские формы имен варягов-руссов из дружин Олега и Ингера. Именно этим можно объяснить и женские «сакральные украшения» в Гнездово, напоминающие скандинавские образцы. Я вполне могу допустить и существование двуязычия. Матери, воспитывая детей, как вы любите говорить, поют им колыбельные на родном языке. Однако отцы сохраняют веру и задают мировоззрение. Поэтому «род русский» клянется «славянскими богами»: Перуном и Велесом. Поэтому в языческом пантеоне Владимира только славянские и русские (иранские) боги: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Макошь.

Бог или истина?

Для познания Бога необходим не только ум, но и безумие. Августин же ограничивается только умом, замыкая богопознание в узкие рамки рационализма. Августин видит несоответствие между Богом Откровения и «присущей нашему уму истиной». Но не истину изменяет в соответствии с Богом, а Бога переделывает под истину. Именно такой «Бог», пропущенный через истины Античности, стал господином Запада.

По ту сторону языка

- Слушай, а правда ты самому Зализняку оппонировал?
- Ну, это слишком громко сказано. Жена затащила меня, однажды, на его лекцию, посвященную русскому языку. Она у меня большая поклонница этого ученого. Мы отсидели два часа. Все были довольны и счастливы, а профессор почему-то грустил, почему-то ему не нравилась эта эйфория всеобщего «одобрямса». Вот я и решил создать для Андрея Анатольевича «противоположный полюс», чтобы возникло смысловое напряжение, смысловое поле. Я спросил его примерно так: «Вот Вы в начале лекции сказали, что русы - это норманны, что с лингвистической точки зрения этот вопрос решенный. Но ведь человек – это не подставка для лингвистических игр, он еще носитель мифологического сознания. Согласен, шведский язык легко поменять на славянский. Видимо, на основе собственного научного опыта Вы допускаете феномен сверхбыстрой ассимиляции викингов. Однако все не так просто с мировоззрением! Ведь здесь речь идет о «концепции загробного мира», о «смысле жизни», о «правильном выборе пути в вечность». «Валгалла» Одина не совпадает с «Ирием» славян и задает совсем другую стратегию поведения. А у Вас это произошло на раз-два, и норманны преспокойно клянутся в Византии Перуном и Велесом. Даже на принятие христианства ушло без малого сто лет! Сто лет ожесточенной, кровавой борьбы за души людей! А у Вас – уже первое поколение, если считать, что Олег был скандинавом, нисколько не сомневаясь, без особых внутренних переживаний, отреклось от своих взглядов.
- Ну и каким был ответ профессора?
- Он спросил, не являюсь ли я случайно поклонником «Влесовой книги».
- А ты?
- Я сказал, что меня вполне устраивает «Слово о полку Игореве», где нет ни намека на «норманскую версию» происхождения Руси, но наоборот прославляется князь Бус и «великие троянские временя». Есть, конечно, «готские девы», однако вряд ли возможно на этом эфемерном образе построить серьезную концепцию!
- Интересно, чем парировал Андрей Анатольевич?
- Ничем. Его отвлекла какая-то восторженная студентка, а жена вцепилась в мою руку и буквально вытащила меня из толпы верных поклонников.
- И на этом все?
- И на этом все!

Против слепых кротов

Преподобный Симеон Новый Богослов называл слепыми кротами тех, кто желает вечных мук согрешившим. Великий святой православной церкви выдвигает следующие требования нам, верящим во Христа: «считать себя согрешившим грехами других людей»; «хотеть ада за грехи других»; «умолять Бога, чтобы или все были спасены, или вместе со всеми предать себя вечным мукам». Ни в этом ли сама суть православия?


Алексей Иванов


Ссылка на первоисточник
наверх