На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...
  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...

Фильм "Офицеры". Реальные авторы и прототипы

Уже почти полвека фильм «Офицеры» определят отношение общества к военной службе девизом: «Есть такая профессия – Родину защищать». И все это время никто не находил никакой связи героев с возможными реальными прототипами, в частности, главной героини фильма – Любы Трофимовой. Ведь известно, что фильм заказывался Министерством Обороны СССР, как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён.

Известно также, что автор сценария Борис Васильев в других своих произведениях дважды, как прототип героинь, использовал образ своей жены – Зори Поляк (Соня Гурвич, Искра Полякова). Однако, здесь было две нестыковки. Во-первых – был нужен абсолютно другой типаж, но главное, что его сценарий был только фундаментом сюжета, а прототипы героев формировались совсем в другом измерении. Именно в связи с этим, многое из повествования Васильева, в частности, любимые им сюжеты с описанием репрессий в РККА, из сценария фильма исчезли без следа. После чего Васильев отказался работать над фильмом, но это отдельная тема. Зато Лановой, ранее отказывавшийся играть терпилу, ролью героической крайне заинтересовался.

Алла Покровская и Валентина Юматова (фото 1934г). Уверен, что просматривая фото актрис на эту роль, маршал тоже отметил внешнее сходство

Маршал Советского Союза

Начнем с прототипа Вараввы. Как вспоминал сам сценарист, прототипом одного из главных героев картины был действительно человек по имени Иван Варавва, кубанский казак и поэт, с которым Васильев познакомился в Минкульте СССР. Хотя закладных типа «казак-поэт-Варавва» для обозначения описываемой личности явно мало, вероятно, именно так это и было. Но только в авторском тексте самой повести. А вот в фильме… Есть фраза, приписываемая Александру Дюма: «История – это только гвоздь, на который я вешаю свои картины». Так вышло, что оригинал повести Васильева и оказался тем самым гвоздем, на который и повесили картину «Офицеры».

Известно, что инициатором создания экранизации в 1971 году этого произведения был министр обороны СССР А. А. Гречко, а знаменитая фраза, ставшая историческим эпиграфом к фильму: «Есть такая профессия – защищать Родину» принадлежит именно ему. И нет сомнения в том, что боевой генерал, проживший бурную и героическую жизнь, не отнесся к фильму, как простой наблюдатель. Ту жизнь, что проживали герои фильма на экране, он знал, как ни странно, гораздо лучше и самого автора сценария, и режиссера. Поэтому, не включить свои воспоминания в повествование он не мог по определению, это была и его жизнь. Тем более, что в соответствии с положением – заказчика картины, маршала и Министра, он такую возможность безусловно имел. Характерно, что современники отзываются о маршале, как о человеке амбициозном, а значит пройти мимо самого себя в истории, он, тоже не мог. Помимо этого, прямого факта, есть и косвенные:

 

Помните, диалог встречи генералов в Москве:

— Как живете, Ванечка? Семья? Дети? Варавва сразу перестал улыбаться.

— Неужели так и не женился? — удивился Трофимов — Не встретил такую, как твоя жена, вот и не женился.

— Ну, раньше надо было отбивать. В Туркестане — У такого отобьешь, как же! — улыбнулся Варавва — Одни красные штаны чего стоили

Андрей Гречко 1936 год. 

А теперь откройте все первоисточники и поищите жену А.А. Гречко. В большинстве источников, в той же Википедии вы её не найдете. В других источниках есть скудные данные (без имени) о жене-учительнице, умершей в 1990 году, дочке Татьяне и внуках, которых маршал почему-то усыновил. Так что в этом пункте судьба Вараввы, в исполнении В. Ланового, очень напоминает судьбу самого маршала. Как в плане своей собственной семейной драмы, поскольку жена у него все же была, так и в героических судьбах других женщин – жен его сослуживцев, которые ярким примером прошли перед его глазами. Более того, очевидно, что образ, сыгранный талантливым артистом, не только понравился, но и запомнился Министру обороны: - В киноэпопее Юрия Озерова «Солдаты свободы» (1977) роль уже непосредственно самого А. А. Гречко исполнит именно Василий Лановой. И хотя лента была закончена уже после смерти маршала (в 1976г.), сам проект «Освобождение», куда она входила, снимался с 1968 года. Таким образом, по прямым и косвенным признакам, можно с уверенностью предположить, что прототипом Вараввы в экранной версии был сам Андрей Антонович Гречко.

Генерал Трофимов

С генералом Трофимовым несколько сложнее, поскольку предполагаемый прототип был на самом деле майором, даже капитаном, поскольку эту, уже присвоенную вторую шпалу, прикрутить к петлицам ему было не суждено. Он встретил войну в первый же её день на самом западном рубеже, будучи военным комендантом г. Волковыска. По официальной версии пропал без вести в июне-июле 1941 года, а по реальной – и по сей день лежит на дне окопа у станции Россь, где погиб, принимая свой последний 11-й бой. Но к этому мы вернемся позже, а пока коснемся главной интриги – центральной фигуры экранизации – Любы Трофимовой.

Той женщины, чей образ маячил перед глазами маршала Гречко, когда он задумывал, читал, правил и утверждал сценарий фильма «Офицеры». Потому, что непременно должен быть пример женского поведения, который вдохновил маршала на создание такой картины.

Как одно из загадочных, на первый взгляд, явлений фильма, хочу отметить появление в роли главного героя – генерала Трофимова - артиста Георгия Юматова. Его там вообще не должно было быть. Хочу сразу отметить, что пил Юматов не больше и не меньше других артистов, но его буйный нрав позволял оппонентам держать его в заведомых дебоширах и записных алкоголиках. Таким образом у него просто отжимали роли. Не исключаю, что драки с ним планировались и провоцировались специально, с целью дискредитировать перед пробами на значимую роль. И он не получал их, как, к примеру, пару лет до того, в «Белом солнце пустыни». Причем, это была не статусная и политизированная лента, а вполне себе демократичная, развлекательная картина.

А тут – заказ Министерства обороны, лента, снимаемая по инициативе и под личным контролем Министра. Вопрос политический, за пьянку и дебош одного из артистов, утверждавшие его на роль могли иметь полный набор потерь - от должности, до партбилета. При этом, автор сценария с ним не знаком, режиссер категорически против, а, с уже утвержденным на роль Василием Лановым, Юматов вообще находится в контрах, так как ранее претендовал на роль Павла Корчагина, но, что называется, анкета подвела. Да и претендентов на роль было до полусотни, из них половина - фронтовики

И, о Чудо! Георгия Юматова не просто приглашают. До этого, даже не смотревший в его сторону, автор сценария, не просто рекомендует его на роль, а, при чьих-то возражениях, он лично за него ручается! Ручается за малознакомого, неуправляемого алкоголика, что за бред, к чему эта ответственность и риски на ровном месте? Мало того, вслед за этим и режиссер неожиданно проникается доверием к актеру, которого дружно и утверждают на одну из главных ролей.

Для того, чтобы понять суть происходившего потребуется ретроспектива, возвращение в предвоенные годы, а потом и в послевоенные.

 

Общежитие на Ходынке. Офицеры

Все знают, что была такая кузница кадров РККА, которая называлась «Первая конная армия». Все знают, как она появилась, но мало кто знает, как она закончилась. Забегая вперед, скажу, что закончилась она именно там, в Белостокском котле, в окопах у станции Россь, где сложил свою голову комендант Волковыска, капитан, который, воскреснув через 30 лет на экране, произнесет голосом генерала Трофимова, вечное офицерское: «Есть такая профессия – Родину защищать»

 

Александр Родимцев 1939 г. 

В 1936-38гг., когда Первая конная уже называлась «6-й кавалерийский корпус», большую его часть составляла «36-я кавалерийская дивизия», часть которой была расквартирована в Москве, на Ходынке. Если идти от Ленинградского проспекта, то прямо за теперешней территорией Боткинской больницы еще недавно можно можно было увидеть несколько малоэтажных домов довоенной постройки. Это и были дома офицерского общежития комсостава 36-й кавалерийской ордена Ленина Краснознамённая ордена Красной Звезды дивизии имени И.В. Сталина.

Через это общежитие прошло много офицеров, чьи имена вошли в историю. На коммунальной кухне этого общежития вместе варили щи десятки жен и вдов будущих генералов, известных и забытых героев грядущей войны. Из полусотни офицеров для нас интересны двое – Андрей Гречко, будущий маршал и крестный отец фильма «Офицеры» и его друг, будущий генерал-полковник, герой Сталинграда – Александр Родимцев.

В том общежитии рядом с комнатой, где жил с женой Андрей Гречко, семья Александра Родимцева делила комнату с Петром Юматовым, его молодой женой Валентиной и дочкой Люсей – ровесницей дочери самого Родимцева – Ирины. Отсюда Родимцев уезжал в Испанию, здесь он и Гречко под присмотром жены, которая была учителем, готовились к учебе в Академии. Отсюда же все трое вместе с дивизией двинулись в город Борисов – в военный городок Печи.

 Петр Юматов 1937 г.

Офицерская жена

Здесь и произошёл обычный случай с необычным концом. Петр Юматов от красавицы жены загулял и даже на время ушел к другой. А через полгода вернулся, причем не один, а с грудным ребенком. И Валентина приняла и мужа, и сына. Пораженные таким великодушием, Андрей Гречко и его жена, в знак уважения, дарят супругам Юматовым ванночку для купания этого младенца… Скорее всего, именно в это время и начался отсчет того, что с годами оставило неизгладимый след в памяти будущего маршала.

В 1939 году, при разделе Польши дивизия была расквартирована в Белостоке и Волковыске, военным комендантом которого и был назначен капитан Петр Юматов. В июне 1941 года Валентина Юматова родила сына. Не желая лежать в общей палате, она перебралась домой, в здание комендатуры. В ту же ночь, 22 июня роддом разбомбили.

Андрей Гречко и Александр Родимцев в июне 1941 года были в Москве, в Академии, поэтому война для них началась несколько позже. По разным причинам еще до полутора десятков офицеров 36-й кавдивизии, в частности, начальник штаба дивизии Лев Доватор, также не разделили участи своей войсковой части.

Белостокский котел

Дмитрий Егоров в книге «Июнь 1941. Разгром Западного фронта» пишет о семьях комсостава 36 кавдивизии:

«…Семьи начсостава эвакуировать не удалось. Они были отправлены на машинах утром 22 июня под командованием командира хозвзвода 24-го полка, но на шоссе около Слонима на них налетела авиация… Оставшиеся в живых вернулись обратно в Волковыск.»

Но это было не совсем так… Валентина не знала, что находится в самой середине Белостокского котла, из которого не нашли выхода триста тысяч советских солдат. Но она точно знала, что жене и детям военного коменданта Волковыска, в город возвращаться было нельзя. Поэтому, с тремя детьми, лесами она неделю выходила из окружения. Сначала с группами военнослужащих, пеленая в портянки новорожденного сына, потом отстала, шла одна и была единственной из жен комсостава 36-й кавдивизии, кому это удалось. Все остальные либо погибли, либо надолго остались в оккупации.

Жизнь после смерти

Они вернулись в Москву из эвакуации только в конце войны. Мужей с войны тогда ждали даже после похоронок, а уж пропавших без вести ждали вообще, как живых. Когда окончилась война, ей было чуть за 30 и это ожидание было согрето еще не стершимися воспоминаниями. Поэтому, несмотря на ужасающую нужду, она отказывалась от любой помощи, а тем более от ухаживаний бывших сослуживцев мужа. Более того, отказывалась даже от официальных предложений. А поддержку оказать пытались многие. Ведь за время войны вчерашние майоры стали генералами, обрели серьезные возможности. Валентину приглашали на все официальные и неофициальные мероприятия, старались помочь материально. Она никуда не ходила и ничего не принимала. Тогда бывшие подруги, - жены генералов и полковников пошли на хитрость. Зная, что Валентина подрабатывает шитьем, стали заказывать у неё платья. И многим было странно узнать, что, к примеру, жена прославленного генерала Родимцева заказывает платья не у известной модистки, а у многодетной сотрудницы пекарни.

Её ожидания закончились «холодным летом 53-го», когда на пороге военкомата она повстречала Гаврилова, бывшего майора, бывшего военнопленного, прошедшего нацистские и советские лагеря и недавно вышедшего по амнистии.

«Ждешь?», - спросил майор. «Жду», - ответила Валентина. «Не жди…» И Гаврилов рассказал, как принимали тот 11-й бой, как находившемуся возле комдива Юматову снесло осколком полчерепа, обрызгав кровью и мозгами стоявших рядом офицеров. И в конце добавил: «Извини, Валя, похоронить не удалось».

Знал ли об этой судьбе министр обороны? – Однозначно знал, как и большинство уцелевших офицеров – бывших кавалеристов 6-го кавкорпуса. Да и Москва, как известно, – «большая деревня». Тем более, что волею судьбы «Генеральский» дом – Ленинградский проспект, 74 находится на Соколе, все там же в районе Ходынки. Здесь же, сначала в Чапаевском, а потом в Песчаных переулках жила и Валентина Юматова. И если раньше они жили в одном общежитии, то сейчас многие из них жили в соседних домах.

Образ Любы Трофимовой по линии фильма собирательный, но можно с уверенностью предположить, что Министр обороны Советского Союза, заказывая фильм и листая сценарий, видел в нем не придуманных персонажей, а реальных людей. Тем более, что в жизни самого маршала Андрея Гречко не было примера большей самоотверженности и преданности, чем героическая судьба Валентины Петровны Юматовой. В этой судьбе не было «хеппи-энда», генеральских погон и обеспеченной старости. Но все это было воплощено на экране, в фильме, который изначально задумывался, как дань уважения офицерским женам.

Послесловие

Наверное, теперь нет смысла пояснять, по чьей воле на съемочной площадке мог появиться Георгий Юматов. Он был не только ветеран и герой Великой войны. Он был частичкой прошлого самого Министра обороны, маршала Андрея Гречко, поскольку являлся родным племянником того самого Петра Семеновича Юматова, товарища и былого сослуживца нынешнего Министра обороны.

Знал ли сам артист об этом хитросплетении сюжета фильма, имеющего столь сложную реальную подоплеку? Конечно знал, тем более, что своему появлению в фильме он, отчасти, обязан сводному брату. Тому самому, что усыновила Валентина перед войной. Более того, сам фронтовик, он не мог не знать историю своей семьи и судьбы воевавших родственников. Что же касается отсутствия этих деталей, то маршал Гречко был не столько лириком, сколько политиком, который должен следить за тем, чтобы лишняя информация не появилась там, где она могла ему навредить. Поэтому, в том виде, в котором здесь описаны эти события никто и никогда их ранее не знал.

Не будь того, что описано выше, этот фильм все равно бы состоялся, потому, что жены офицеров — это не образ одинокой героини, а некая каста, которая в большинстве своем состоит из самоотверженных и готовых к любым испытаниям женщин.

Мы же только приоткрыли часть истории, указали на то, чей реальный образ красивой, преданной, великодушной и сильной офицерской жены мог послужить прототипом для фильма, который полвека, уже в новой стране, никак не может устареть и уйти в прошлое.  

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх