На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "фраза «Бермудский треугольник» не была в употреблении до 1964 года. Впервые название появилось в печати в статье жур...Нехорошее место: ...
  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...

Неизвестный Смирнов: как жил любимец народа «Федя»

Алексей Смирнов, да прибудет душа его в свете, хорошо известен почтенной публике благодаря своим комедийным ролям. Здоров детина и лицо хорошее – простое, а какой типаж узнаваемый – в любом советском городе таких «Федь» и не сосчитать. Хотя Алексей Макарыч внешне и похож на бегемота – символ добродушия, не стоит забывать, что гиппопотам на самом деле - один из самых страшных зверей-убийц на планете Земля.

И любезный сердцу советского зрителя «Феденька» бил нацистов отнюдь не шутками – у него для этого был 120-миллиметровый ствол с чугунной плитой и минами. О войне он не говорил никогда – раны были еще свежи, а свои многочисленные и абсолютно заслуженные награды не носил принципиально. Считал, что человеку дела приличествует скромность, и есть люди куда более заслуженные, чем он.

Единственное фото, где он «при параде».

Поэтому «военная» часть его биографии известна мало, но, как говорят историки, «архивы помнят все». Строчки приказов скупы, но точны, а главное – правдивы.

Операция «О» (Одер)

За свою службу Смирнов прошел путь от красноармейца до лейтенанта, ушел уже командиром взвода. В 1944 минометный взвод Смирнова остался без прикрытия – пехота ушла вперед. На беду артиллеристов на них вскочил заплутавший отряд гитлеровцев – 40 человек.

Алексей Макарыч, взревев как раненый медведь, бросился в атаку первым, подняв за собой подрастерявшихся товарищей.

Короткая сшибка, и 7 немцев поднимают руки вверх – остальные мертвы или бежали. Для наглядности, расчет 4-орудийной батареи минометов – это человек 12-15 обычно. То есть соотношение 2 к 1 при самом лучшем раскладе. А ведь минометчиков ходить в рукопашную никто не учил, это пехотный «хлеб». Да и сам Смирнов мастером какого-нибудь «кунг-фу» не был, обычный парень.

Смирнов обожал драку лицом к лицу и часто доходил до рукопашной, там, где это в принципе было излишне. Хотя как посмотреть: товарищи знали эту его особенность и чувствовали себя уверенней.

Чем дольше шла война, тем меньше осталось ветеранов, помнивших горечь 1941. Оттого молодежь то робела (боевой опыт тренировками не заменишь), то наоборот вела себя вызывающе, что в бою чревато. Смирнов умел осаживать «молодняк» одним взглядом – без кулака.

Это всего лишь один эпизод, но он прекрасно характеризует этого незаурядного бойца. Кульминацией его службы станет форсирование Одера. А это не городская «речка-вонючка». Взвод Смирнова переправил свои минометы под шквальным огнем на другой берег.

А дальше контузия и темный мрак неизвестности: из госпиталя в госпиталь и на «гражданку».

Как старики пошли в бой

Судьба Алексея Макаровича после войны была довольно угрюмой. Война закончилась, а жить надо. Не все фронтовики могли найти себе применение в мирной жизни. Парадоксально, но среди людей, переживших сражения, когда в бой шли полки, а возвращалась рота, неизменно рос уровень самоубийств.

Увы, но алкоголизм демобилизованных, стоит признать, тоже был серьезной проблемой. Не миновала чаша сия, простите за каламбур, и Смирнова – пил он на зависть лошади, а во хмелю был буен. Зная его славу матерого рукопашника и количество отправленных в преисподнюю фрицев, режиссеры просто боялись брать его на сьемки. Как его утихомирить, если что? А «если что» могло быть две-три недели без перерыва и выходных.

Спас, причем буквально, Алексея Макаровича режиссер Леонид Быков, ставший впоследствии его лучшим другом. Он показал актеру, что «старики» еще нужны. Когда Смирнов в очередной раз провалился на пробах «Ленфильма» (кажется, «Зайчика» тогда снимали), Быков взял его к себе. Актер потом всю жизнь смотрел на благодетеля, как на отца родного, даром, что был куда старше.

«В бой идут одни старики» стал нетипичной картиной именно благодаря тандему Быков-Смирнов, которым прощали то, за что других могли и в лагеря загнать. К примеру, механик осеняет крестным знаменем уходящий в небо самолет. Или момент, когда начальнику эскадрильи жалуются, что соседи «увели» заграничные, то есть американские пластинки. Огромная ценность по тем временам.

На фронте так действительно было, но воспроизводить это в кино не рекомендовалось по очевидным идеологическим причинам.

Но, главное, что стоит оценить – часть фильма снимали в один дубль. У Смирнова было больное сердце. Когда он играл, то вспоминал войну, что быстро истощало его силы. Забыться в водке ему не давал Леонид Федорович. После знаменитой сцены, где «Маэстро» говорит о будущем после войны, Смирнова увезли на скорой – он выложился весь, без остатка.

Пример для современных актеров – вот ТАК надо играть, чтобы твоя работа осталась в веках. И, конечно, надо быть «в теме» - знать, о чем ты хочешь рассказать. А то на современных Коловратов и Невских без рыданий не взглянешь. Или хохота?

То, о чем действительно жалеешь, вспоминая ушедший в небытие СССР – это кино. За все существование РФ ничего даже отдаленно похожего не сняли. Есть фильмы, которые можно посмотреть однажды, но нет тех, которые хотелось бы пересматривать с детьми и внуками.

Смирнов умер, когда узнал о трагической гибели Быкова в автокатастрофе – не выдержало сердце. Редко встретишь такую дружбу столь разных людей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх