На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анд
    Такое ощущение что человек писал статью по принципу - "слышал звон, да не знаю где он" 🤦🏼‍♂️ есть официальные источ...Самая большая арм...
  • Вячеслав Денисов
    Обычная реакция обычной посредственности и убогости. Придурки всегда стремятся компенсировать свой комплекс неполноце...У девочки, над ко...
  • Ингерман Ланская
    а если б мальчишки не заперли её в домике? какое бы у неё было ай-ку?У девочки, над ко...

Мифы вокруг Ивана Грозного: массовый террор и развал страны

Мифы вокруг Ивана Грозного: массовый террор и развал страны…

Фактов много сегодня в анализ возьмем, но разом явно не управимся. Многое сказать нужно. Чего не коснись в деяниях Ивана IV Васильевича (в отечественном и заморском исполнении) — сплошная мешанина фактов и нелепиц. В очень любопытных толкованиях. Такое впечатление: даже серьёзных историков сносит в кювет беспамятства и пренебрежения законами своей науки. Стоит лишь написать заветное слово «Грозный» в своих трудах. Удивляться нечему. Чем незаурядней правитель — тем больше к его могиле наносят лжи и домыслов.

Самый первый миф. Само прозвание «Грозный». Якобы данное из-за нечеловеческой жестокости государя. Неверный ответ. Грозным сначала звали деда нашего героя, Ивана III-го. Заслужил сей эпитет в очень раннем возрасте (12 лет от роду), когда с дружинами московскими пытался избавить Русь от страшного лиха в 1452 году.

Гонял по Вологодчине паскудника и подлеца Дмитрия Шемяку (это который вошёл в народную память «шемякиными судами», полной несправедливостью). Прозвание было положительным: «грозный» для врагов и узурпаторов. Улыбнемся и пытаемся угадать, кого пытался описать врунишка Карамзин:

«Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова; что просители боялись итти ко трону; что вельможи трепетали и на пирах во дворце не смели шепнуть слова, ни тронуться с места, когда Государь, утомлённый беседою, разгорячённый вином, дремал по целым часам за обедом; все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться.
Самые знатные чиновники, светские и духовные, не освобождались от ужасной торговой казни; так, всенародно секли кнутом Ухтомского князя, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудовского за подложную грамоту, сочинённую ими на землю умершего брата Иоаннова…».
(Иллюстрация из открытых источников)

Это эпизод из жизнеописания Иоанна Грозного. Дата — 1491 год. То есть, речь о деде Ивана IV Васильевича. Иване III-ем. Он в либеральном сознании не стал психопатом, жестоким тираном, садистом и палачом. А вот внуку перепало. Пока младенцев не откушает христианских, кровушкой свежей не запьет — в спальню ни ногой. Точнее — в гарем. Или содомитские грехи творить с Федькой Басмановым.

Новгород в крови.

Торговый агент-англичанин Джером Горсей уверял европскую общественность: кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек. Однако, там 30 тысяч населения не было. Довезли, наверное. Собачьи головы и мётлы у сёдел опричников… Тоже не будем останавливаться. Брехня. Опричники носили на поясе лишь символ «метлы против измены». Шерстяную кисть.

1563 год. Иван IV Васильевич читает донос старицкого дьяка Савлука. Узнает о «великих изменных делах» своего двоюродного брата, князя Владимира Старицкого. В заговор вовлечена мать именитого аристократа, влиятельная княгиня Ефросинья. Назначено следствие. Еще не известны его результаты, но в Литву бежит князь Андрей Курбский.

Второе лицо государства, близкий друг Ивана Грозного и рода Старицких — тоже. Сцепка событий… умирает родной брат царя, Юрий Васильевич. Придворные шепотки пошли: Владимир Старицкий стоит вплотную к трону.

(Иллюстрация из открытых источников)

Царь проводит кадровую смену в управлении государством, удаляя от рычагов власти ближников Владимира Андреевича. Обменивает его удел на другой, лишает кузена права жить в Кремле. Составляет новое завещание, лишая Старицкого права быть главным регентом. В опекунском совете оставляет. Очень «кровавый террор», в ответ на реальную угрозу заговора. В 1566 году Грозный простит братца, прирежет земель, позволит построить в Кремле собственный дворец.

В 1567 году Владимир Старицкий кается в прежнем злом умысле. С Боярской Думой выносит обвинительный приговор Федорову-Челяднину и остальным своим тайным сообщникам. Однако в конце лета вскрывается такое кубло заговорщиков… Иван Грозный в страхе обращается даже к Елизавете Английской. С просьбой «политического убежища» на берегах Темзы. Казна отправляется на север, срочно начинаются строиться суда для возможного морского перехода.

Что так напугало царя? Новгородский помещик Петр Волынский, вращающийся при дворе Старицких сообщает: царский повар должен отравить Грозного, сам князь Владимир берёт под контроль Москву. Он аккурат возвращался из военного похода во главе верного войска. Дружины вырезают опричные отряды (не втянутые в заговор), малолетний наследник отправляется вслед за папашей в обитель Господа. Боярская Дума радостно вопит: «Володьку на царство!», дело сделано. Потом наступает неминуемый период «раздачи слонов».

(Иллюстрация из открытых источников)

В заговор вовлечены: польский король, литовский гетман, бояре и опричники, почти вся знать и духовенство Новгорода. Намечался раздел России. Князь Владимир Старицкий забирал русский трон, Польше отходили Псков и Новгород. С получением тамошними боярами — «европских» вольностей польских магнатов и шляхты. Среди главных пауков названы близкие к Грозному советники: Вяземский, Басманов, Фуников, дьяк Висковатый.

Собравшись с духом, справившись со страхом… Иван Васильевич в конце сентября 1569 года вызывает Владимира Старицкого в Москву. После продолжительного приёма в царских хоромах, на подгибающихся ногах кузен покидает Кремль. Пишет завещание, умирает на следующий день, заговор обезглавлен. Наступает затишье. Упавшее знамя измены подхватывает новгородский архиепископ Пимен.

Грозный рывком бросается к Новгороду сразу после Нового года, 2 января 1570 года передовые разъезды опричников начинают окружать округу бунташного города заставами. 6-7 января туда въезжает Грозный с личной охраной. Арестованы все бояре и знатные горожане, поставившие свои подписи под договором с королем Сигизмундом. Попутно собрали монахов и священников, обвинённых в ереси «жидовствующих», идеологическом знамени новгородского заговора. Суд и казни.

(Иллюстрация из открытых источников)

Внимание. По самому широкому допущению, по церковным документам и личным записям царя — число казнённых заговорщиков определяется в 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи душ, насчитывает другой список. Посланный Иваном Грозным для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вопрос: это много или мало? Для 30-титысячного Новгорода… наверное, много. А для искоренения прямого предательства и перехода под польскую корону огромных земель северо-востока России? Или… правы те, кто пишет о пяти тысячах разорённых новгородских дворах (из 6 тыс. имевшихся), о 10 тысячах трупов 1570 года, извлечённых из братской могилы близ Рождественского храма. О запустении Новгородских земель к концу XVI века…

Не стоит. Факты лучше использовать будем. В 1569-1571 годах Россию душила «чёрной смертью» эпидемия чумы. Сильнее всех пострадали западные и северо-западные районы, Новгород — особенно. По обобщённым данным, всё Царство Московское потеряло около 300 тысяч подданных. В самой Москве (документально на 1569 год) умирало по 600 человек в день порой.

Ах… вот откуда цифра вылезла. Именно столько же казнил ежедневно в Новгороде распоясавшийся зверюга Грозный. Якобы. Остыньте. Цифры жертв московской чумы легли в основу мифа о «новгородской резне». Новгород не обезлюдел. Ни от чумы, не от террора. Заработали миграционные механизмы, о них в конце статьи подробнее.

(Иллюстрация из открытых источников)

Страшный террор.

По данным (не опровергнутым) историка Руслана Скрынникова, копавшим документальную эпоху Грозного несколько десятков лет: «массовый террор» за период правления Ивана IV Васильевича… составил 3-4 тысяч казненных. По решениям судов, в полном соответствии с законом. При обилии заговоров, которые документально подтверждены и были раскрыты, — подозрительное вегетарианство. Учитывая нравы эпохи.

В 1566-1567 годах царю доставляют перехваченные письма польского короля и от литовского гетмана ко многим аристократам Московии. Конюшему Челяднин-Федорову в том числе, фактическому предводителю Боярской Думы. Князю Ивану Куракину-Булгачову, трём князям Ростовским, князю Бельскому и некоторым другим боярам. Все они имеют доступ к важным государственным делам самого высшего уровня.

Только Бельский не вступает с Сигизмундом в переписку. Показывает царю письмо с щедрыми посулами поляка за измену. Остальные молчок. Составляют заговор, хотят посадить на трон князя Владимира Старицкого. Осенью 1567 года царь вынужден остановить поход на Литву, изгоном бежать обратно в Москву. Вскрылась измена в самом войске: заговорщики собирались окружить ставку Грозного своими верными дружинами, перебить опричников, выдать Грозного полякам.

Во главе этого кубла предателей был Челяднин-Федоров. Есть отчёт для польского короля, шпионы доложили:

«Много знатных лиц, приблизительно 30 человек... письменно обязались, что предали бы великого князя вместе с его опричниками в руки Вашего Королевского Величества, если бы только Ваше Королевское Величество двинулись на страну».
(Иллюстрация из открытых источников)

Судила изменников Боярская Дума, доказательств было выше маковок Кремля. Все обвиняемые признали свою вину (конечно же, после страшных пыток, как немец Штаден горевал). Неправда, для высшей аристократии такой способ дознания применялся в исключительных, редчайших случаях. Казнили, по решению Думы: Челяднина-Федорова, Ивана Куракина-Булгачова и князей Ростовских. Князь Иван Куракин, второй по знатности и статусу заговорщик — был взят духовенством на поруки.

А в 1577 году его всё-таки обезглавили. Этот фрукт миновал плаху, замаравшись по уши в заговоре Старицкого. Должен был принимать самое непосредственное участие в захвате Грозного и передаче его полякам. Отцы духовные вымолили прощение изменнику, взяли на поруки. Князя назначили воеводой города Вендена, 10 лет там грех измены отмаливал.

Но когда его осадили поляки, Куракин ушел в лютый запой, раздавая одно приказание… зеленее другого. Растерявшиеся воеводы город не отстояли. Грозный сказал в ярости: «…доколе?», отдал поганца под суд. Приговор князю утверждала… опять же — Боярская Дума. После долгой волокиты и челобитных Ивану Васильевичу о помиловании поганца.

Не буду тратить место, лишь один забавный факт: историки ещё в конце XIX века громко хохотали. Извлекая на божий свет церковные и государственные документы, где большинство «казнённых и умученных» бояр из западных источников — живее всех живых. Заказывают молебны и поминовения, детей крестят, занимают важные посты в управлении Московией. Хотя десятилетиями должны сидеть на колах и гнить безголовыми в безвестных могилках.

(Иллюстрация из открытых источников)

Сравнительный анализ.

Благодарен Читателям, которые предлагали заняться счислением жертв той эпохи. В разных странах. «Злодейства» оценить. Подобную идею в исторической науке настойчиво продвигал английский историк и философ Коллингвуд. Борясь с альтернативно одарёнными крикунами и шарлатанами из прессы, любой факт использующих вне контекста эпохи:

«Личность любого мало-мальски значимого исторического деятеля следует рассматривать непременно с учётом времени, в котором он жил и работал, а также конкретных исторических условий».

Царствование Генриха VIII (на троне с 1509 года). В Британии казнено 72 тысячи человек (2,5% населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете — почти 90 тысяч… без мелочи. Началась индустриальная эпоха островного королевства, эра «огораживаний». Земли свободных арендаторов требовалось превратить в пастбища для рунных овец, поднять суконную промышленность.

Казнили без суда и следствия, перекрестки страны были перекрыты стражей. Если при себе не было бумаг местного шерифа о праве владения землей или договора аренды — вешали прямо на месте. Политика такая государственная: виселица или мануфактура городская с грошовой оплатой труда. Цивилизация-с…

В 1525 году, Германия, крестьянские восстания охватили огромные территории. Казнено более 100 тысяч человек. Земли обезлюдели, страшный голод унёс жизни ещё большего числа людей. С 1547 по 1584 год в Нидерландах, принадлежавших испанской короне, — вспыхивает война за независимость. Короли Карл V и Филипп II отправили на тот свет прямым террором, казнями и пытками не менее 100 тысяч душ. Все они были ещё и прокляты, как «страшные еретики».

(Иллюстрация из открытых источников)

Французский король Карл IX лично взял в руки сталь, 23 августа 1572 года принял участие в Варфоломеевской Ночи. С вечера и до рассвета в Париже было убито более трёх тысяч гугенотов. Без суда и следствия. Иван Грозный одолел эту цифру за все своё полувековое правление едва-едва. А за две недели после Варфоломеевской резни Франция потеряла казнёнными и убитыми — свыше 30 тысяч протестантов. Две недели…

Выводы.

Если сказать совсем упрощённо: Грозный сам виноват (отчасти) в формировании образа душегуба. Искренне удивляясь тому потоку грязи, который обрушился на него после начала войн с Польшей и Литвой. Английскому послу он с обидой заявляет:

«Меня осуждают за границей, что я страшное злодеяние учинил в Новгороде... А велико ли было милосердие короля Людовика XI, обратившего в пепел и тление свои города Льеж и Аррас? Измену жестоко наказал он. И датский владыка Христиан многие тысячи людей извёл за измену».

С упорством, достойным лучшего применения, постоянно кается и возводит на себя напраслину, чернит свою «темную душу». Пишет игумену Кирилло-Белозерского монастыря:

«Увы, мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох, мне, скверному! Я, пёс смердящий, вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе...»
(Иллюстрация из открытых источников)

Таких «покаянных эпизодов» десятки. Само собой, когда такое попадает в руки иностранцев — слухами, в анализ историкам последующих эпох — документами… Действительно, можно подумать самые мерзкие вещи. Если из контекста эпохи вырвать. Времена были страшные, Реформация. Католики с цепи сорвались, тысячами штампуя смертные приговоры еретикам.

А благочестивый митрополит Московский Филипп прилюдно отказывает в благословении Грозному. Несмотря на небывалое покаяние того. Трижды царь униженно просил главного попа простить «кровь пролитую христианскую». Вегетарианцы с высокими моральными принципами, вот как это называется. Лжецы-постники. Запад этого не понимал? Ещё как понимал, оттого ещё больше в злобе заходился. По колено в крови барахтаясь.

Эти самые иноземцы, извалявшие имя Грозного царя, сами же раскрывают ложь. В своих сочинениях несказанно удивляясь порядкам Московии Ивана Васильевича. Тут оказывается… за воровство не вешают, иной раз даже кнутом не правят. А в Англии украденные шесть пенсов — стопроцентная гарантия петли. Кружка дрянного эля, дюжина яичек.

(Иллюстрация из открытых источников)

Россия при Грозном обезлюдела? Знакомое утверждение. С которым полностью и бесповоротно согласен. Только не вся Россия, а её некоторая часть. Это забывают «исследователи» сообщить. Разрядные книги, церковные записи, документы налоговые прямо говорят: во многих землях наблюдается «спад рождаемости, резкое снижение численности посадских людей и крестьян», конец цитаты. Раз в графе «умершие» не числятся… правильно, опричники казнили от лютости своей. По приказу Грозного...

Господа, Писцовые книги Казани и Свияжска 60-х годов не пробовали читать? Очень в хорошей сохранности документы. Там перечень переселенцев — на несколько дюжин томов. Народ валом валил из «верховых городов»: Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Вологды, Вятки, Пскова». Селились в Казани слободами и улицами. Дюжина удельных князей, «с людишками и скотиной», заехали на ПМЖ. Из Ярославских, Ростовских, Стародубских, Суздальских... Рюриковичей.

В Казанской земле новые города появляются: Свияжск, Лаишев, Мокшанск, Тетюши. Волга покрывается десятками крепостей и городов. Между Нижним Новгородом и Казанью построены Козьмодемьянск, Чебоксары, Кокшайск. Для контроля и закрепления среднего и нижнего течения Волги — Самара, Саратов, Царицын. Чтобы держать в узде башкир — Уфа. Белгород, Воронеж, Оскол, Ливны, Кромы — расширены и укреплены. Тот же древний Курск втрое разросся при Грозном:

«...населиша их разными людми казаками и стрельцами и жительными многими людьми».
(Иллюстрация из открытых источников)

Продолжать можно очень долго, Читатели из самых разных мест подтвердят: сотни окраинных населенных пунктов появились или получили толчок к развитию именно в период правления Ивана IV Васильевича. Основано 155 городов и крепостей. Сколько острожков и деревень заложено — никто не считал. А теперь гонг и вопрос: откуда все это людское благополучие взялось?

Понятное дело — из коренных русских земель. Вот вам прямое сокращение населения Московии. Чуму не забудьте и постоянные войны. Колонизация земель по Волге и Дону, вот как это называется. Не народу стало меньше, земли — больше. За 51 год правления Грозного… территория Руси выросла вдвое. До 5,4 млн. кв. км. Стала держава самой крупной по территории в Европах.

Эпоха Грозного — небывалый рост числа казаков. В 1521 году Дон был безлюден, за полвека превратился в очень шумное местечко. В 1574 году казаки столь самостоятельны и многолюдны, что замахиваются на захват Азова, сверх-укрепленной крепости. Нельзя понять: это вольные людишки разбойные? Или «люди государевы»? Очень изящно спрятанные под личиной иррегулярных войск. Во избежание дипломатических проблем.

По «росписи» Ивана Грозного об охране «украины государства» со стороны Дикого Поля — сторожевым постам было велено: «не оседати с конь», запрещено «сварити каша» два раза на одном месте:

«в коем месте кто полдневал, и в том месте не ночевати».
(Иллюстрация из открытых источников)

Иван IV Васильевич — основатель родных аффтару погранвойск. 16 февраля 1571 года был принят «Устав сторожевой и пограничной службы».Сколько нужно людей, чтобы закрыть в несколько раз увеличившиеся границы России? Это не просто мужики оружные, бобыли да голь перекатная. Семьи целые, деревни и села, крепостицы и остроги по всем «украинам». Обезлюдела Русь… верю.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх