
Со дня смерти Сталина прошло больше 60 лет. Однако он оставил после себя незабываемый след в истории России. Еще при жизни Иосиф Виссарионович был неоднозначной и значимой фигурой. Одни считают его гениальным правителем, другие осуждают непростительные деяния. Также и в церковной среде нет единства мнений: может, «богоданный император» сказано именно про него, а, может, он — еретик? Как же на самом деле относился Сталин к церкви и можно ли считать его верующим?
Семинарист с детства
Будущий государственный деятель рос в неблагополучной семье. Мать-прачка в попытке вырастить сына образованным человеком отдала его в духовное училище. Сталин окончил школу с отличием, после чего увлекся революционным движением. Это предрешило его дальнейшую судьбу. Он оставляет духовную карьеру, поскольку революционное движение всячески стремилось дискриминировать церковь.
Участие Сталина со стороны советской власти к церкви
В 1928 году начинается ожесточенная борьба с религией при помощи социальных реформ и репрессий. Власти были убеждены, что необходимо искоренить традиционное национальное сознание, построив общество, основанное на социализме.
В это время, после знакомства с Лениным, Сталин укрепляет свои позиции. Военный деятель добивается должности генерального секретаря партии. Свое командование он начал со смягчения прежней антицерковной политики.

Как же это проявлялось?
Товарищ Сталин подписывает решение политбюро умерить пыл в отношении религиозных деятелей. В исторических документах было прописано:
«Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей Русской православной церкви, преследование верующих».
Рассмотрим еще один пример. В Московском театре советский поэт Демьян Бедный ставит пьесу «Богатыри». Вышло высмеивание Руси: Владимир Ясно Солнышко представлен как мерзкий и жадный старик, русский народ — ленивые пьяницы. Узнав о данной постановке, Сталин распорядился о ее немедленном запрете, как чуждой советскому искусству. А в гневном письме написал:
«Спектакль дает антиисторическое и издевательское изображение Крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа».

Отношение к церкви в военный период
Сталин с началом военных действий отправляет всё церковное начало в Ульяновск, под предлогом эвакуации. В 1943 году церковь получила разрешение лично от Сталина о восстановлении патриаршества и избрании патриарха Сергия Страгородского. А также разрешение на открытие многих тысяч храмов, приходов и монастырей.
«Меня боишься, а Бога — не боишься?»
Узнав о благоприятно складывающемся отношении к церкви, грузинский митрополит решил этим воспользоваться. Он поручил своему представителю, который к тому же был одноклассником Сталина в грузинской семинарии, отправить вождю предложение о встрече. На что Иосиф Виссарионович с радостью согласился. Грузинский митрополит озадачился вопросом, как при встрече лучше расположить к себе: в гражданском или церковном одеянии?
При встрече Сталин подошел к бывшему однокласснику (представителю грузинского митрополита) со словами:
«А где же твоё митрополичье одеяние? Выходит, ты меня боишься».
Затем показал пальцем вверх и спросил:
«Меня боишься, а Его не боишься?».
Однако резиденция патриарху была предоставлена.
Политический деятель был прагматичен и далек от религии. По своему отношению к вере он агностик, то есть человек, не верующий ни в существование Бога, ни в его отсутствие. Для него атеизм не являлся вопросом принципа. Однако не стоит романтизировать Сталина. Особую снисходительность Русская православная церковь получила во время войны, потому что такая государственная политика была выгоднее и целесообразнее в тот исторический период.

Автор: Колесова Дарья
источник
Свежие комментарии