На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...
  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...

Какая судьба ждала римских легионеров, казнивших Христа?

Есть несколько известных предметов, связанных с распятием Иисуса Христа. О двух из них знают все, это «копьё судьбы» и «чаша Грааля». Чашу якобы привёз в Британию Иосиф Аримафейский, член Синедриона, тайно сочувствовавший Христу и предоставивший собственную гробницу для захоронения его тела после снятия с креста.

Римляне поднимают крест с Иисусом. Современная иллюстрация
Римляне поднимают крест с Иисусом. Современная иллюстрация

Чаша обрела чудесные свойства после того, как в неё была собрана христова кровь, вытекшая из раны. Рана же была нанесена тем самым «копьём судьбы». Это копьё принадлежало римскому сотнику по имени Лонгин, впоследствии им владели разные монархи, которым оно даровало победу в сражениях.

«Сотник Лонгин пронзает Христа копьём». Жерар де ла Валле, XVII в.

В Евангелии от Марка действительно упоминается римский сотник (то есть центурион), наблюдавший за казнью. Но распятого Христа ткнул копьём под рёбра не он, а один из солдат. О самой проверке — умер ли распятый на кресте Иисус, — которую римляне провели с помощью копья, упоминает евангелист Иоанн. Где было взято это копье (римские легионеры к тому времени уже полтора века не имели копий на вооружении) — не сообщается. Возможно, одолжили у какого-нибудь кавалериста из алы, стоявшей в оцеплении вокруг холма, где совершалась казнь.

Римский сотник с копьём на современной православной иконе
Римский сотник с копьём на современной православной иконе

Порой этого сотника смешивают с другим персонажем, также упоминаемым в Евангелиях. Когда Иисус был в Капернауме, он исцелил слугу некоего римского сотника. Это селение расположено на северном побережье Тивериадского озера (так в древности называли современное озеро Кинерет). От Иерусалима его отделяет 200 километров. В принципе, этого римского офицера могли перевести на службу в Иерусалим, так что теоретически он и в самом деле мог присматривать за казнью Христа. Но, скорее всего, это были два разных центуриона.

Над римлянином с копьём написано имя: «Логинос». Иллюстрация в Евангелие Рабулы, 586 г.
Над римлянином с копьём написано имя: «Логинос». Иллюстрация в Евангелие Рабулы, 586 г.

Само имя «Лонгин» появляется только в апокрифическом «Евангелии от Никодима», написанном в IV в. н.э. Лонгину было приписано обращение в христианство, проповеди и казнь в Кейсарии Каппадокийской, откуда он якобы был родом. Однако это весьма сомнительно. Обращение римского центуриона в первые десятилетия после казни Христа стало бы явлением чрезвычайным, о нём обязательно упоминалось бы как в христианских, так и в римских источниках.

Солдаты делят одежду Христа. Кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы», 2004 г.
Солдаты делят одежду Христа. Кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы», 2004 г.

Помимо сотника, который руководил процессом, в казни принимали участие и рядовые. Их количество известно — четыре человека. Они разделили между собой одежды казнённых, но на Иисусе был цельнотканый хитон. Если бы его разрезали, то каждый получил бы по никчёмной тряпке, поэтому хитон разыграли между собой в кости. В Евангелиях ничего не сказано о том, кому посчастливилось стать владельцем этого хитона, который впоследствии станет знаменитой христианской святыней.

Римские воины у места казни. Картина современного художника
Римские воины у места казни. Картина современного художника

Однако мудрые авторы апокрифов, писавшие через много веков после казни Христа, конечно же, знали всё. Этот воин был родом из Иберии, то есть современной Грузии, а звали его Элоиз. Однако это типичное иудейское имя, а римляне не брали на службу в свою армию иудеев. Ибера могли взять служить в ауксилию (вспомогательные части при легионе), но судя по тому, что за казнью присматривал центурион, палачами тоже были настоящие легионеры, а не ауксиларии. Может быть, он принял иудаизм уже после увольнения с воинской службы?

Каменная сень над местом захоронения хитона Христа. Собор Светицховели, г. Мцхета.
Каменная сень над местом захоронения хитона Христа. Собор Светицховели, г. Мцхета.

Согласно преданиям, Элоиз отправил хитон Иисуса своей сестре Сидонии, оставшейся в его родной Иберии. Она была похоронена вместе с этим хитоном, на её могиле потом возвели храм, который сейчас стоит в центре грузинского города Мцхета. Непонятно, зачем Элоиз отправил своей сестре мужскую одежду и почему эту одежду похоронили вместе с девушкой, но стоит ли придираться к таким мелочам. Тем более, что ещё один подлинный хитон Христа хранится в немецком городе Трире, в местном кафедральном соборе.

Ковчег с одним из гвоздей от Креста Господня. Москва, Храм Христа Спасителя
Ковчег с одним из гвоздей от Креста Господня. Москва, Храм Христа Спасителя

Что касается остальных легионеров, принимавших участие в казни, то их имён не сохранили ни апокрифы, ни предания. Каждый из них, после снятия тела Иисуса с креста, взял себе по несколько гвоздей, которыми Христа прибивали к кресту, и далее эти гвозди различными путями попали в санктуарии многих европейских церквей. Во всяком случае, как-то они там оказались. А кроме солдат, совершавших казнь, никто не смог бы забрать казённое имущество римской армии.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх