Среди пантикапейцев оказалось больше «просоедов», возможно, это были «варвары».
Пантикапейская монета (слева) и клеймо с первыми буквами названия «Фанагория» (справа). На заднем плане – часть карты Керченского и Таманского полуостровов. На ней обозначена Керчь, в которой находился Пантикапей, и посёлок Сенной – не его окраине лежат остатки Фанагории.
Изображение: Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства. / Ред. Кузнецов В.Д., Толстиков В.П. – М., 2017.
Рацион жителей Пантикапея и Фанагории – двух крупнейших городов Боспорского царства – заметно отличался в римское время. Об этом говорят результаты изотопного анализа, о котором в журнале Stratum Plus рассказывает Наталья Свиркина из Института археологии РАН.
Боспорское царство – античное государство, одно из крупнейших и сильнейших на северном берегу Чёрного моря. Это царство просуществовало более тысячи лет, под его контролем в период расцвета находились Керченский и Таманский полуострова, устье Дона и соседние территории. После смерти Митридата VI Евпатора (63 г. до н.э.), боровшегося с Римом несколько десятилетий, Боспор оказался под римским влиянием. Победитель периодически пытался посадить своих ставленников на боспорский престол, а представителям местной династии приходилось добиваться утверждения в Риме. Один из эпизодов этой борьбы закончился римско-боспорской войной 45–49 гг. н.э. Предполагается, что после поражения в этой войне Боспор стал так сильно зависеть от Рима, что превращать его в провинцию уже не имело смысла.
Греки считали, что граница между Европой и Азией проходит по Керченскому проливу, поэтому «крымская» часть царства называлась Европейским Боспором, а Таманская и Восточно-Приазовская – Азиатским.
Автор новой статьи решила проверить, отличался ли рацион жителей двух боспорских столиц. Для этого она использовала изотопный анализ, с помощью которого можно определить содержание в органических веществах изотопов – атомов одного химического элемента с разной массой ядер. Чтобы понять рацион древних людей, обычно смотрят на соотношение изотопов углерода и азота. Эти изотопы попадают в костный коллаген через пищу, и их соотношение отличается в разных растениях, животных и рыбе. Свиркина изучила образцы коллагена из останков людей, которые были похоронены на некрополях Пантикапея и Фанагории, и сравнила их с образцами из костей животных, рыб и культурных растений. В выборку попали образцы из 14 скелетов, похороненных в одном склепе в северной части могильника Пантикапея, и 31 образец – из разных погребений на Восточном некрополе Фанагории.
Как оказалось, в диете пантикапейцев большую роль играли просо и /или низкобелковая морская и пресноводная фауна. Большинство фанагорийцев питались по-другому: они «предпочитали» другие продукты сельского хозяйства и не ели «водную» пищу регулярно. (Но всё-таки несколько «просоедов» было и среди них). По сообщениям древних авторов, просо было популярной пищей у скифов, сарматов и меотов, так что боспорские «просоеды» тоже могли быть «варварами».
При этом ни одна из двух боспорских групп не была полностью однородной. Большинство пантикапейцев не могли позволить себе мясо и рыбу, но в том же склепе похоронили людей, которые ели эти продукты регулярно. Мужчины из Фанагории питались разнообразнее, чем женщины. «Меню» фанагорийцев, похороненных в склепах, отличалось от «сограждан» из грунтовых погребений: у первых было больше белковой пищи.
Автор статьи подчёркивает, что выборка из Пантикапея была ограничена только погребёнными из одного склепа, так что в будущем выводы, скорее всего, придётся корректировать.
Читать далее →
Свежие комментарии