«Я являюсь не только руководителем общественной организации «Объятия ребёнка», лозунгом которой является «Объятия ребёнка обоим родителям», но также я ещё и тоже отчуждённая мама».
Основные тезисы выступления
Неосознаваемая большинством проблема отчуждения родителя имеет огромные, колоссальные масштабы.
Когда случается эта беда [целенаправленное отчуждение родителя от ребёнка], то начинается судебный процесс, который затягивается на очень долгий срок. Есть судебные процессы, которые до сих пор тянутся и 7, и 10 и даже 11 лет.
К сожалению, статистика разводов на Украине тоже очень большая – 67%. Детей, живущих в неполных семьях, более 4 миллионов. И соответственно очень большой процент целенаправленно отчуждаемых родителей. В большей степени отцов.
Во времена СССР было общепринятое понятие, что забирать ребёнка у матери нельзя. Однако сегодня это понятие постепенно выветривается из общественного сознания, что способствует росту и отчуждённых от ребёнка матерей.
О проблеме отчуждения родителя нужно, образно говоря, кричать на каждом шагу, так как когда ты приходишь за помощью в профильные государственные организации, которые, по идее, должны тебе в этом вопросе помочь, они – просто разводят руками, искренне не веря, что такое [отчуждение родителя] вообще может быть. Дескать, вообще не может быть, чтобы ребёнок за месяц-два вдруг перестал любить маму или папу.
На Украине во время долгого судебного процесса определения места жительства ребёнка с тем или иным родителем, ребёнок, как правило, очень сильно отчуждается тем родителем, с которым ребёнок живёт на тот момент, когда идёт процесс определения его будущего места жительства.
✅ Положительный опыт Израиля: как только родители разводятся, по закону за две недели они должны решить с кем и как будет пребывать ребёнок. ребёнку предоставляется независимый адвокат и независимый психолог, которые выявляют истинный выбор ребёнка с кем из родителей ему остаться жить. Далее суд определяет как место жительство ребёнка с одним из родителей, так и порядок общения ребёнка со вторым родителем. И если вдруг кто-то из родителей начинает как-либо препятствовать общению ребёнка с другим родителем, то там, в Израиле, есть на эти случаи прямо-таки прекрасное и, ставящее алиенатору [отчуждающему родителю] мозги на место, наказание. Например, если один из родителей нарушает график и привозит ребёнка на свидание с другим родителем даже на 5-10 позже, то с ним, для начала проводится беседа. Если же подобное происходит во второй раз, то нарушающего график родителя забирают на три дня в специально предусмотренные для этого места лишения свободы [но это не тюрьма]. В детских учреждениях Израиля есть даже забавный плакат с надписью типа: «Если ты не привёз ребёнка на свидание со вторым родителем вовремя, то не забудь взять с собой зубную щётку».
Как показывает практика, если ребёнок отказывается от контакта с одним из родителей без весомой причины, то тот родитель, с которым пребывает ребёнок, и есть та самая причина «нежелания» ребёнка видеться со своим вторым родителем.
Отчуждение родителя от ребёнка другим родителем – это психологическое насилие над ребёнком. Однако последствия этого вида насилия нельзя сразу увидеть, как, например, следы физического насилия [синяки, ссадины и т. д.]. Отчуждённый ребёнок может хорошо учиться, быть интеллектуально развитым, достигать вершин в спорте и иметь тёплые контакты со сверстниками. Сам отчуждённый ребёнок может вполне лояльно относиться к каждому из родителей, но у него чаще всего возникает внутреннее напряжение от того, что его заставляют выбирать ту или иную сторону в конфликте родителей, в то время как он, ребёнок, очень этого не хочет. Ребёнок перестаёт чувствовать себя в безопасности, от чего вскоре у него начинают возникать разного рода психосоматические болезни. Манипуляции же со стороны алиенатора [отчуждающего родителя] и есть инструмент психологического насилия над ребёнком.
✅ Ещё один пример из Израиля. Если один из родителей забрал ребёнка и отказывается его возвращать другому родителю, то представители местных профильных органов приезжают к этому родителю, находящемуся с ребёнком, и говорят ребёнку: «мы сейчас с тобой поедем в замечательный лагерь, где ты будешь отдыхать, играть, есть вкусности и радоваться». При этом, параллельно проводится профилактическая беседа и с алиенатором. После ребёнка забирают в специально предусмотренное для этого место [где ребёнку не наносятся никакие психологические травмы, напротив, дети даже рады там пребывать], в то время как алиенатор теперь просто вынужден садиться за стол переговоров со вторым родителем для последующего совместного принятия конструктивного решения как в интересах ребёнка, так и в интересах отца и матери.
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ РОДИТЕЛЯ И СПОСОБАХ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ
Если говорить о пресечении случаев отчуждения родителей посредством принятия соответствующих законов [запрещающих отчуждение родителя], то здесь встаёт вопрос выполнения данных законов исполнительными службами, ведь фактор неосведомлённости народных масс [в частности, представителей исполнительных служб] о проблеме отчуждения родителя будет вносить свои коррективы. Поэтому очень важно параллельно заниматься активной просветительской деятельностью, рассказывая людям о синдроме отчуждения родителя и его деструктивных последствиях.
Например, мы это делаем посредством распространения по школам и опекунским учреждениям специальных брошюр.
Параллельно [в настоящее время] мы уже монтируем специально созданный мультик о пагубности отчуждения родителя, чтобы и его распространять как по сети, так и показывать в школах.
Также у нас заключён меморандум с уполномоченным при президенте по вопросам волонтёрской деятельности о том, что в 9, 10, 11 классах будут проводиться раз в месяц специальные уроки семьи. И в рамках этих уроков семьи мы будем проводить вводные лекции по распознанию признаков отчуждения. Ведь если общество быстрее об этом узнает и будет говорить, то борьба с отчуждением будет намного более эффективной, чем скитания по судам и всяким инстанциям. Ведь в судах мы теряем кучу денег и времени, которые мы могли бы потратить на общение с ребёнком.
Тем более отчуждённые родители понимают, что каждый их правильный и законный шаг будет использован отчуждающими родителями в информационной компании против них. Например, если вы не можете найти своего ребёнка, подаёте заявление в полицию, и она начинает его искать [и то не всегда, так как по украинским законам ребёнок, уехавший с одним из родителей, не считается пропавшим], то самому ребёнку ваше желание найти его преподносится совсем по-другому. Отчуждающий родитель начинает обрабатывать ребёнка, внушая ему, что его хочет забрать полиция в наручниках, и виноваты в этом вы. То есть абсолютно каждое ваше законное действие будет использовано против вас же в глазах ребёнка.
Последствия отчуждения, как уже было сказано не раз, ужасающие. Начиная от психосоматики и заканчивая бессонницей, депрессией, наркоманией и даже суицидами.
И очень хорошо, что о синдроме отчуждения родителя всё больше начинают говорить и даже проводить соответствующие конференции. Мы должны быть сплочёнными и вести совместную просветительскую работу. Мы должны не просто говорить об этом, мы должны, образно говоря, кричать об этом! Кричать о том, что отчуждение родителя – это вид скрытого психологического насилия, причём не только над ребёнком, но и над отчуждённым родителем. Некоторые родители, в связи с этим даже не могут нормально работать, в то время как у других вообще нет средств на судебные процессы.
Как говорят исследования, самая большая группа риска детей – это с 8 до 13 лет. Это когда ребёнок начинает считать себя взрослым. Плюс по нашему законодательству, когда ребёнку исполняется 10 лет, то его уже слушают в судах. Поэтому родители, намеренные отчуждать детей, просто ждут 8-9-10 летнего возраста, чтобы эти дети потом ходили по судам и рассказывали, как они «не хотят жить и видеться со вторым родителем» и какой второй родитель всё-таки «плохой».
Результаты же такого психологического насилия над ребёнком ужасны. Особенно в подростковом возрасте такие дети из-за внутреннего напряжения могут быть агрессивными по отношению даже к сверстникам. У ребёнка могут возникать проблемы гендерной самоидентификации, если он воспитывался в неприязни к представителю одного из полов – мужчине [папе] или женщине [маме]. Из-за вседозволенности, которая также является частым следствием воспитания ребёнка одним родителем, ребёнок может начать употреблять разные наркотические вещества, как разрешённые, так и запрещённые [начиная от алкоголя и табака и заканчивая всевозможными видами тяжёлых наркотиков]. Либо ребёнок может стать, наоборот, эмоционально пассивным, так как интуитивно будет чувствовать вину за то, что отказался от одного из любящих его родителей.
Ребёнок понимает, что в нём присутствуют гены обоих родителей. И когда один из родителей ему говорит, что второй родитель – животное, то ребёнок в глубине души тоже начинает чувствовать себя животным и ненавидеть себя за это. Такие дети очень часто страдают от депрессии. Когда же такие дети становятся взрослыми, то они не могут выстроить нормальные отношения уже со своими детьми.
Дети же, вывезенные в другие страны, считают себя максимально бесправными и во всём вынуждены подчиняться алиенаторам [отчуждающим родителям]. И в отличие от своих друзей, у которых есть любящие мамы и папы [а у них нет], такие дети наносят себе подобными мрачными мыслями непоправимый психологический ущерб.
Описание статьи бразильского закона, запрещающего отчуждение родителя:
«Отчуждение от родителя считается актом вмешательства в психику ребёнка или подростка, поощряемого или побуждаемого его родителем или дедушкой и бабушкой, если ребёнок или подросток находится под их полномочиями, опекой или надзором, и проводит к отчуждающему поведению, что препятствует тёплым взаимоотношениям со вторым родителем.
Формы отчуждения, доказанные судом, обнаруженные экспертом или указанные в показаниях третьих лиц направлены на:
1. Открытую кампанию по запрету общения ребёнка со своим вторым отдельно проживающим родителем от родителя, осуществляющего воспитание;
2. Препятствование осуществления родительских прав отдельно проживающего родителя;
3. Разрушение контакта ребёнка или подростка с отдельно проживающим родителем.
4. Противодействие уже со стороны ребёнка семейной жизни и воспитанию обоими родителями;
5. Преднамеренное сокрытие личной информации о ребёнке или подростке, включая информации, связанной с образовательными и медицинскими аспектами жизни ребёнка, а также сокрытие изменения адреса фактического места жительства ребёнка.
Другими словами, от второго родителя скрывают, где ребёнок живёт и учиться, в то время как самому ребёнку преподносится, что, дескать, второй родитель его просто не любит и не хочет его видеть, вот и не видится с ним.
6. Ложные обвинения против второго родителя и членов его семьи с целью предотвратить или помешать их влиянию на отчуждаемого ребёнка или подростка.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема отчуждения очень большая, колоссальная и многогранная, но я думаю, что она решаема. Если мы будем как можно чаще об этом говорить и противодействовать этому. Везде и всегда.
Гринберг Наталья Александровна
Руководитель украинской общественной организации «Объятия ребёнка», помощник депутата Верховной Рады Украины и Главы комитета по правам семьи и детей
источник
Проблемы отчуждения родителей на Украине и опыт решения проблем с отчуждением в Израиле
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии