

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за июнь-июль 2022 года.
Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Владимир КЛИМАНОВ
Экономист. Директор института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС
Середина лета 2022 года в условиях новой реальности демонстрирует внешнее затишье на муниципальном уровне. Так и оставшись без новой редакции федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, отложенного Государственной Думой к рассмотрению во втором чтении, муниципальные органы власти сохраняют высокую неопределённость даже в форме своего существования и собственных полномочий в будущем. Пока с учётом многочисленных законодательных актов и иных федеральных решений, принятых в первой половине 2022 года, органы местного самоуправления вынуждены решать не только традиционные текущие вопросы развития, но и вводить разного рода новые функции, в том числе связанные с оказанием шефской помощи Донбассу или с организацией приема беженцев. Сохраняется высокая неопределённость в состоянии региональной и муниципальной экономики, с одной стороны, испытывающей общий рост, а с другой – невиданные ранее сложности из-за недружественных действий западных стран, ухода иностранных инвесторов, разрыва финансово-хозяйственных связей.
Между тем, подготовка к единому дню голосования 11 сентября, когда, помимо 15 глав регионов, должны быть переизбраны 11 представительных органов столичных городов, идёт достаточно активно. Изменения в персоналиях и механизмах взаимодействия мэров с губернаторами наверняка будут во многих регионах.
Получили новые импульсы отдельные темы, которые – казалось бы – лежат вне списка актуальных задач. Так, федеральное правительство вновь обратило внимание на развитие городских агломераций. В июне вышли дополнительные меры по отношению к таковым, формирующимся вокруг городов с населением свыше 250 тысяч жителей. Тема агломераций обсуждалась и на ведущих экономических форумах – Петербургском международном в июне и «Иннопроме» в Екатеринбурге в июле.
Дмитрий ЕЛОВСКИЙ
Генеральный директор коммуникационного агентства «АКТОР»
Основная проблема, которая сейчас стоит перед мэрами даже более остро, чем перед губернаторами — это снижение покупательской способности граждан и, как следствие, сильный удар по малому городскому бизнесу, по тем стратам, на которых держится бюджет города за счет поступления налогов на имущество, на землю и НДФЛ (так как основным источником дохода в городах, как правило, является налог на доходы физических лиц и его доля в бюджете доходит до 75%). И любое сокращение потребления, и не дай бог сокращение рынка труда, то есть сокращение доходов населения, для любого города — ситуация очень напряженная и часто катастрофическая. Но если губернаторы сейчас очень серьезно занимаются вопросами поддержки крупного бизнеса, то есть они отрабатывают вещи масштабные, пытаются не потерять тысячи рабочих мест, то мэрам приходится работать с малым бизнесом, где речь идёт о десятках рабочих мест, но этих предприятий десятки и даже сотни. Поэтому любой грамотный мэр сейчас пытается всеми способами остановить падение доходов граждан и падение доходов бизнеса. Применяются разные методы, в том числе налоговое регулирование. Были уже примеры, и поддержка из бюджета, какие-то программы и, в том числе, работа с региональным-федеральным бюджетами, выбивание денег для поддержки местного бизнеса. Поэтому есть достаточно большой разработанный инструментарий и его применение зависит от профессионализма, грамотности и эффективности мэра.
В целом же градоначальники справляются с вызовами времени. Справляются потому, что за последние 15 лет в стране выстроена очень жесткая система и бюджетного планирования, и управления в муниципальной сфере, поэтому все настолько хорошо регламентировано и зафиксировано, что в этой ситуации от личности градоначальника не так много зависит и он не может наделать слишком больших ошибок.
Больший вызов для градоначальников — работа с населением, так как они первые, кто являются контактом для людей, которые сейчас находятся в очень сложном психологическом состоянии, кого-то пугает специальная операция, кто-то боится возможных сокращений на работе и так далее. Граждане находятся в очень большом напряжении, понятно, что часть этого напряжения снимает губернатор, который должен демонстрировать, что он готов решать проблемы людей, и, конечно, по большей части президент, но и определенная роль отведена мэру. Поэтому глава любого города, любого муниципального района должен сейчас очень активно работать с людьми, ни в коем случае не бросать, не закрываться от них, наоборот идти к людям, это его важная функция. Потому что если они этого делать не будут, может произойти социальный взрыв или конфликт на ровном месте, потому что людское напряжение будет искать выхода, если власти общество слышать не будут. Мэр это первый уровень власти, к которому люди идут, обращаются, так что они именно он в первую очередь должны слышать людей, налаживать правильную коммуникацию с ними на местах.
Александр ГНЕЗДИЛОВ
Член федерального политического комитета партии «Яблоко». Главный редактор Smart Power Journal
3 июля Министерство обороны РФ официально подтвердило обстрелы двух региональных столиц Черноземья — Белгорода и Курска — со стороны Украины. Удары, как сообщили в ведомстве, были нанесены в случае Белгорода ракетами, а в случае Курска — беспилотниками.
В Белгороде погибло трое мирных жителей. Эта трагедия напоминает российскому обществу, властям и политическим элитам, что военную операцию и её последствия непросто (если только вообще возможно) удерживать в рамках изначальных замыслов её инициаторов и за пределами своих государственных границ.
Тем временем, страна готовится к проведению региональных и муниципальных выборов в сентябре. Уже сейчас особенно грязной и скандальной оказывается муниципальная кампания в Москве, что составляет заметный контраст с прошлыми выборами в 2017 году.
На 15 суток арестован шедший на переизбрание глава района Якиманка Андрей Морев. Он, давний и публичный противник так называемого «Умного голосования», был обвинён в появлении на его машине наклейки этого проекта Алексея Навального. Видеозапись, подтверждавшую, что наклейка появилась лишь после визита на стоянку неизвестных мужчин в штатском (аккурат перед приходом к главе муниципалитета полиции), при вынесении решения проигнорировали.
Ранее член московского регионального совета «Яблока» Николай Кавказский был арестован на 10 суток за пост в соцсетях, где он… это самое «Умное голосование» критиковал. Арестам и штрафам, с лишением возможности участвовать в муниципальных выборах, подверглось ещё некоторое количество людей, среди которых как действующие депутаты (Нодари Хананашвили), так и потенциальные кандидаты (Майя Байдакова).
Вершиной абсурда стал арест одного из мундепов района Филёвский парк от партии «Парнас» по обвинению в демонстрации нацистской символики. Вадим Коровин разместил в соцсетях ссылку на антифашистскую статью New York Times от мая 1945 года: американская газета писала о самоубийстве в Берлине бесноватого фюрера.
Следует ли ждать теперь запрета таких сериалов, как «Семнадцать мгновений весны» и «Щит и меч», в которых демонстрируется та же самая символика? Или для этого их создателям нужно поучаствовать от оппозиции в московской муниципальной политике?
Если серьёзно, это неготовность к «конкурентности, открытости и легитимности» выборов в столице. Что говорит об отсутствии поддержки большинства проводимого властями курса — по меньшей мере, в целом ряде районов Москвы. И речь здесь не о курсе префектуры или районной управы.
Это вопрос о степени поддержки в столице как политики мэрии, так и в целом вертикали исполнительной власти. Консолидация общества оказывается лишь мифом пропаганды, не способным подтвердиться электорально.
Ну, а последствия этого «правового нигилизма» куда шире городской политики, пусть даже и федерального значения. Соблюдение собственных законов — минимальный критерий дееспособности государства. Неспособность действовать в рамках закона, — это размывание современной российской государственности.
Сергей БЕЛОКОНЕВ
Политолог, доцент, научный руководитель Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ
Российское местное самоуправление в 2022 г. ощущает новый вызов для городов и территорий, связанный с внешнеполитической напряжённостью и начавшейся трансформацией российской экономики. Централизация последних десятилетий предоставила больше возможностей и открыла доступ городам к новым ресурсам в условиях роста экономики России. При этом централизация и бюрократизация местного самоуправления привела к кризисным явлениям в кадровой политике большинства российских муниципалитетов. Так, в последние 5-7 лет в большинстве регионов России произошли аресты и возбуждение уголовных дел в отношении мэров городов и их команд. Кадровое ослабление на фоне усиления силовых структур в стране создало новый риск – качество государственного муниципального управления в РФ.
На сегодня наметился ключевой вопрос российского МСУ: пойдёт ли государство на увеличение финансирования муниципалитетов. Очевидно, что этот шаг уже назрел давно и сегодня он мог бы стать реальным стимулом для развития российской экономики и расширения внутреннего рынка.
Первая группа рейтинга



Сергей Собянин (город федерального значения Москва) подвергся санкциям Евросоюза. До сей поры в активе Сергея Собянина были только санкции США, под которые он попал в апреле, так что теперь у него – полный комплект.
Впрочем, глава российской столицы считает, что эта мера западных партнёров своей цели не достигает, санкционное воздействие не привело к падению экономики страны и напряжению в социально-экономической сфере. В качестве иллюстрации этого он подчеркнул: в столице наблюдается рост занятости, что, к слову, отмечают и эксперты, оценивая деятельность московского правительства.
Особым попечением городских властей в последнее время пользуется реальный сектор экономики. Как весьма своевременное оценено предложение Сергея Собянина установить фиксированную кредитную ставку для инвестпроектов в промышленности. Планируются дальнейшие шаги по реорганизации неэффективных промзон мегаполиса.
В целом позитивный резонанс в среде экспертов вызвала презентация завода «Москвич», показавшего 5 моделей машин, которые сойдут здесь с конвейера. Сергей Собянин отметил, что на первом этапе завод будет заниматься крупноузловой сборкой машин, а на втором – локализацией производства. Москва добилась значительных успехов в развитии транспортной системы, заявил мэр Москвы в ходе форума «Территория смыслов» – в понимании Сергея Собянина это выражается в сокращении в столице числа автомобилистов.
Часть экспертов, оценивая работу московских властей, упомянули скандал в городском здравоохранении, связанный с оплатой работы водителей машин скорой медицинской помощи. В обращении более двухсот водителей содержится информация о том, что они получают меньше курьеров и дворников, а цифры зарплат, обнародованные столичным Департаментом здравоохранения, якобы не соответствуют действительности.
Как и прежде, мэр Москвы набирает очки за счёт медийности, связанной с открытием новых объектов и эффективным контролем над информационным полем. На своем сайте мэр представил план развития района Выхино-Жулебино. Здесь планируется развивать транспортную сеть (открытие МЦД-3), инфраструктуру, жилые объекты и рекреационные пространства. В режиме нон-стоп градоначальник открывал реконструированные поликлиники и крупнейший в Европе электробусный парк, развязки и эстакады, флагманский центр «Мои документы» и гастрофестиваль…
Впрочем, наблюдатели считают, что во времена пандемийного ажиотажа московский градоначальник был более заметен. Некоторые эксперты, тяготеющие к концепции «двух башен», полагают это закономерным. В эпоху до СВО технократы, которых олицетворяет, в представлении этих аналитиков, Сергей Собянин, занимали командные медийные высоты сообразно «мирной» повестке. А в сегодняшней ситуации внешне- и внутриполитической турбулентности они объективно уступают авангардные позиции, и на передний план в медиапространстве выходят сторонники силового вектора и автаркии.
Тем не менее, эксперты «Национального рейтинга» по-прежнему оставили Сергея Собянина во главе «Национального рейтинга мэров».
У Ильсура Метшина (Казань) прибавилось хлопот в связи с масштабными работами по реконструкции объектов исторического городского поселения. Они ведутся на средства республиканского и федерального бюджетов, однако муниципалитет задействован в обеспечении функционирования транспорта, бесперебойной работы инфраструктуры. Да и бизнес, как выясняется, требует контроля. Так, объявлен в розыск предприниматель Алексей Семин, обвиняемый в уничтожении исторического здания в центре Казани, которое получила в собственность инвестиционная компания бизнесмена.
Вызывает тревогу у муниципалитета снижение темпов строительства в Казани. Выдача разрешений на строительство в текущем году сократилась вдвое – до 83 многоквартирных домов, а отказано заявителям было 1,3 тыс. раз. Количество разрешений на начало ИЖС сократилось на 43% до 542.
Не вполне радостна и картина с занятостью. Хотя число безработных снизилось в 2,4 раза, 264 фирмы в Казани в начале июля объявили, что готовятся уволить 500 человек. Выход на допандемийный уровень безработицы, по мнению городской администрации, тормозит уход западных торговых компаний и срывы поставок. В простое или на неполном трудоустройстве уже 3,5 тыс. работников. При этом, подчёркивают эксперты, Казань вошла в восьмёрку российских городов с самой высокой стоимостью жизни (исследование платформы Numbeo).
Другие рейтинги более гуманны к столице Татарстана. Например, Казань вошла в ТОП-5 городов с лучшими развлечениями (исследование сервиса «Работа.ру»). И вполне закономерно, что столица РТ демонстрирует впечатляющие результаты в сфере внутреннего туризма, став одним из городов, наиболее часто посещаемых российскими туристами. Понятно, что гостям города не покажут головную боль муниципалитета – провалы грунта возле Казанского кремля, появление которых связывают с функционированием подземного электротранспорта. Наблюдателей встревожили новые провалы на холме, недавно образовавшиеся неподалеку от входа на станцию метро «Кремлёвская», что угрожает кремлю. Впрочем, в данном случае команде Ильсура Метшина претензии предъявлять вряд ли справедливо, так как эти процессы – уж точно не результат просчётов нынешней администрации. По крайней мере, по сообщениям наблюдателей, последствия этих катаклизмов устраняются оперативно.
Большой резонанс вызвал арест «непотопляемого» экс-директора МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова по делу об особо крупном мошенничестве. По версии СК и УБЭП, он растратил средства, выделенные на переобучение сотрудников его предприятия.
Все эти локальные неприятности, по мнению экспертов, не особо сказались на положении Ильсура Метшина, которое достаточно устойчиво. Тёплые взаимоотношения главных представителей региональной и муниципальной элиты были хорошо заметны, например, на церемонии, в ходе которой президент (тогда ещё не глава) Татарстана Рустам Минниханов вручил мэру Казани Ильсуру Метшину Почетную грамоту Президента России за вклад в подготовку и проведение общественно-значимых мероприятий.
В итоге Ильсур Метшин сохранил в «Национальном рейтинге» высокое второе место.
Для Алексея Копайгородского (Сочи) рассматриваемый период оказался достаточно сложным. Следует оговориться, что почти весь массив экспертных мнений по его работе был собран и проанализирован в «Национальном рейтинге» до экстремального наводнения, случившегося вечером 23 июля. Поэтому данный катаклизм практически не повлиял на итоговую оценку. Однако и до этого резонансного события, город неоднократно подвергался атакам стихии: обильные дожди привели к подъёму уровня местных рек, подтопили целый ряд населённых пунктов, создали проблемы для инфраструктурных объектов. Большинство экспертов положительно оценили действия городских властей и лично мэра в этой непростой ситуации, посчитав их, с учётом имеющихся средств, вполне адекватными. Особо отмечалось привлечение к борьбе с природным катаклизмом волонтёров.
В целом взаимодействие с волонтёрским движением, его организация, является одним из перспективных и успешных направлений работы мэрии. Открытый в центре Сочи в конце июня Дом молодёжи, помимо выполнения важных культурных и досуговых функций, станет центром координации работы городского волонтёрского корпуса и поможет вывести его работу на новый качественный уровень.
Заметным было участие представителей Сочи, в составе делегации Краснодарского края, на ПМЭФ-2022. По итогам форума, в частности, была намечена реализация 13 крупных инвестиционных проектов на территории города на общую сумму в 154 миллиарда рублей. Создание в связи с этим 7 тысяч новых рабочих мест также внесёт свой вклад в благосостояние жителей.
Самое благоприятное впечатление на экспертов произвело признание Сочи победителем сразу в двух номинациях по итогам регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Конструктивное взаимодействие городских властей с национальными объединениями выдвинуло Сочи в лидеры номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Другой успех связан с развитием цифровизации хозяйственных и управленческих процессов для улучшения качества жизни населения.
Новые задачи ставит перед городом и продолжающаяся СВО. Так, более 4 100 беженцев из Донбасса, в том числе более 1 100 несовершеннолетних, обратились за социальным пособием. Работу в данном направлении мэра и городских властей эксперты также оценили высоко.
Чрезвычайную важность имеет для города-курорта непрерывающийся поток туристов и отдыхающих. Эксперты сообщают, что в настоящее время средства размещения Сочи загружены на 90%, что является неплохим показателем.
В Сочи особый штаб работает над тем, чтобы все заинтересованные горожане приняли участие в обсуждении нового Генерального плана развития города. Помимо выраженной социальной направленности (предусмотрено выделение 600 гектаров земли под новые социальные объекты), эксперты отметили, как одну из его нетривиальных особенностей, курс на возрождение в городе-курорте субтропического земледелия.
Отмечают эксперты акцент, который делает Алексей Копайгородский на экологической повестке. В её рамках запланировано создание сети газозаправочных станций и максимально возможный перевод транспорта на экологически более приемлемые виды топлива. В настоящий момент уже более сотни городских автобусов работают на метане, и его использование будет в Сочи всемерно расширяться: до конца нынешнего года приобретут ещё 26 подобных автобусов большой вместимости.
Существенное экологическое значение имеет и городская программа повышения энергоэффективности коммунального хозяйства. Хотя курс на внедрение в практику индивидуальных приборов учёта, как обычно, частью жителей воспринимается с подозрением.
В плюс мэру ставится последовательно проводимая политика открытости и транспарентности. По информации экспертов, при активном участии городских властей в рассматриваемый период прошло более 60 сходов граждан. Прямой диалог с населением выстроен и в социальных сетях. В официальных аккаунтах Алексея Копайгородского и администрации Сочи ответы на вопросы жителей дают руководители разного уровня, в том числе главы районов, руководители отраслевых подразделений мэрии, ресурсоснабжающих организаций.
В итоге Алексей Копайгородский в рассматриваемый период уверенно удержал в «Национальном рейтинге» свои высокие позиции.
Продолжение здесь
Свежие комментарии