На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "фраза «Бермудский треугольник» не была в употреблении до 1964 года. Впервые название появилось в печати в статье жур...Нехорошее место: ...
  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...

5 вопросов об единственной прижизненной фотографии Николая Гоголя

Про Гоголя всегда было много вопросов. Особенно смущало то, что, якобы, осталась лишь одна прижизненная фотография великого писателя и то, что на ней он запечатлен в компании множества людей и явно не в России. Что это за фото?

Фото С. Левицкого

Вот единственный прижизненный фотоснимок Гоголя.

На нем изображен он в компании архитекторов, художников, скульпторов. Снимок сделан в 1845 году. Автором является Сергей Левицкий, профессиональный фотограф, считающийся одним из первопроходцев в искусстве фотографии не только в Российской империи, а во всем мире.

Левицкий любил фотографировать русских императоров. И поэтому о нем часто говорили, что он – фотограф их Императорских величеств. И не мудрено – фотографии Николая I и Александра II с семьями сделаны именно Левицким.

В 1845-м фотограф приехал по своим делам в Рим. И там как раз проживал тогда и Гоголь, совершавший свое европейское путешествие. Через 2 года он поедет в Неаполь, потом заглянет в Палестину для поклона Гробу Господню и вернется на родину.

Классический, всем известный портрет Гоголя – для сравнения

В тот 1845-й год Николай Васильевич пребывал в сильнейшей депрессии. У него было обострение болезни, одолевала меланхолия и религиозные настроения. Он сначала не хотел принимать участие в фотографировании, однако Левицкий настоял, так как собирался потом подарить эту фотографию вице-президенту Императорской академии художеств графу Толстому.

Фотограф хотел показать важных представителей российской и мировой культуры, проживающих в Риме. Кстати, единственная женщина на этом фото не принадлежит к этой элите – она натурщица, но тоже достаточно известная. Ранее именно ее нарисовал на своей картине художник А. Иванов.

Натурщица Мариучча, 1840-е гг. Картина А. Иванова

Гоголь получился отрешенным, смотрящим в сторону. Он сидел в центре с тростью, а рядом расположился весь цвет культуры того времени: Павел Нотбек, Ипполит Монигетти, Федор Эппингер – архитекторы, профессора в Академии художеств. Федор Моллер – художник, который стоит немного в стороне в шляпе и темном плаще. Между ним и остальной группой – Андрей Лавеццари, живописец. Материал был богатый, как отмечал критик Ю. В. Стасов: «… и Рим, и Россия, и Гоголь надо всем!»

То самое фото от Карла Фишера

Эта общая фотография послужила основой для единственного фотоснимка, где Гоголь один, с платком на шее и в черном костюме. Другой фотограф, Карл Фишер, вырезал, увеличил и переснял этот кадр и сделал практически новое фото. Правда, писатель об этом не узнал – эта индивидуальная фотография появилась в 1902 году, спустя полвека после смерти Гоголя.

Прижизненных портретов писателя несколько. И они отличаются от фотографии. Но это легко объяснимо, ведь портрет – это портрет, он подпитывается умением художника и его желанием в точности воссоздать лицо натурщика или же немного приукрасить. А фото – другое дело, ведь тогда еще не было ретуши и прочих «удовольствий» современности.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх