На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ирина Некрасова
    "Вот здоровый взгляд на предмет!"Откуда берутся ви...
  • Валерий Мерке
    Татаро-монгол тоже не было.5 исторических ми...
  • Владимир Акулов
    Почему  хитрецы  -  ученые  скрывают  ,  что  у  древних  людей  был  ...интернет ...  Откуда  наши  предки  брали  в...Как миллионы лет ...

Белки бактериальной противовирусной защиты чувствуют вирусы на ощупь

Белки бактериальной противовирусной защиты расщепляют фаговую ДНК, как только она только проникла в клетку.



Бактерии, как и мы, умеют защищаться от вирусов. Обычно тут сразу вспоминают систему CRISPR/Cas, которая есть у самых разных бактерий в самых разных вариантах и которую так ловко научились использовать в биотехнологии.

Но на самом деле бактериальных противовирусных систем существует много. Одна из самых, так сказать, популярных – система под названием Zorya. В ней есть два главных белка – ZorA и ZorB, которые работают в едином комплексе ZorAB. Белок ZorA формирует длинную нить, на одной из концов которой сидит ZorB; весь комплекс заякорен в наружной мембране так, что хвост ZorA обращён внутрь клетки. Кроме них, есть ещё несколько белков (ZorC, ZorD и др.) – они помогают отражать вирусную атаку, но что именно они делают, понятно не всегда.

Противовирусные системы, внедрённые в клеточную мембрану, обычно либо погружают бактерию в спящее состояние, либо просто включают программу самоуничтожения. И в том, и в другом случае вирус не успевает размножиться, и пусть отдельная клетка погибла, вся бактериальная популяция остаётся целой – вирусная инфекция не успела разгуляться (такую стратегию называют абортивной инфекцией). Предполагалось, что система Zorya работает в том же ключе. Однако, как пишут в Nature сотрудники Копенгагенского университета и других научных центров, с Zorya всё происходит иначе – она обезвреживает вирус, сохраняя бактериальную клетку в живых.

Как вирус-бактериофаг внедряет в бактерию свою ДНК? У бактерий, кроме клеточной липидной мембраны, есть клеточная стенка из сложного полимера пептидогликана (есть бактерии, у которых с обеих сторон пептидогликановой стенки есть липидные мембраны – это грамотрицательные бактерии; есть те, у которых мембрана только одна, внутренняя, и снаружи пептидогликан ничем не прикрыт – это грамположительные бактерии). Вирусу нужно физически проделать ход сквозь довольно прочную клеточную стенку, и у вирусов для этого есть специальный молекулярный «бур».

Вот тут и включается система Zorya. Комплекс ZorAB активируется пептидогликаном – то есть тут нужно, чтобы расстояние между стенкой и мембраной уменьшилось, чтобы ZorAB, обращённый в пространство между стенкой и мембраной, почувствовал пептидогликан. Чтобы ввести ДНК в бактерию, фаги используют как сократительные усилия, стараясь проткнуть клеточные покровы, как иглой, так и ферменты, разрушающие бактериальную оболочку. ZorAB может либо подняться к клеточной стенке вместе с мембраной вдоль вирусного «бура», либо края разрушенной клеточной стенки могут опуститься к мембране. У ZorAB есть свойства ионного канала и молекулярного мотора (весь комплекс похож на белки, которые приводят в движение бактериальные жгутики, с помощью которых бактерии передвигаются). Активированный ZorВ открывает протонный канал, и поток ионов водорода заставляет прокрутиться вокруг своей оси длинный хвост из ZorА. Кручение ZorА активирует два других белка, ZorC и ZorD, которые соединяются друг с другом, образуя ДНК-расщепляющий комплекс – они разрушают вирусную ДНК, едав она только успела проникнуть в клетку. Исследователи отдельно убедились, что для расщепления вирусной ДНК хвост ZorА должен быть более-менее длинный, и активирующим сигналом действительно служит его вращение. Но более детальные подробности придётся выяснять в дальнейших экспериментах.


Схема работы противовирусной системы Zorya на примере грамотрицательной бактерии с клеточной стенкой (КС) и двумя мембранами, наружной (НМ) и внутренней (ВМ). Комплекс ZorAB закреплён во внутренней мембране (ВМ) бактерии, активируясь при приближении пептидогликановой клеточной стенки (КС). Активация ZorAB сопровождается потоком положительно заряженных протонов и вращением ZorA-хвоста. Вращающаяся нить ZorA активирует ZorC и ZorD, которые расщепляют фаговую ДНК. Сближение внутренней мембраны и клеточной стенки происходит, когда вирус пытается ввести свою ДНК сквозь покровы бактериальной клетки. (Иллюстрация: Hu, H. et al., Nature, 2024)

В итоге и у вируса ничего не получается, и бактерия остаётся в живых. Можно сказать, что с помощью системы Zorya бактерия распознаёт вирус на ощупь: защитные молекулярные комплексы включаются, когда вирус продавливает или дырявит клеточную стенку. Это отчасти можно сравнить с тем, как мы чувствуем, когда нам очень сильно давят на кожу. Только у нас механическое воздействие передаётся нейронными сигналами в мозг, который в ответ генерирует другие сигналы, помогающие избежать неприятностей. У бактерий молекулярный сенсор тут же запускает специализированную противовирусную защиту. Против патогенных бактерий, которые становятся устойчивы к обычным лекарствам, нередко предлагают использовать лекарственные бактериофаги. Но чтобы вирусы работали, нужно отключать противовирусные бактериальные системы, а чтобы их отключать, нужно знать, как они устроены. С другой стороны, может случиться так, что Zorya-подобный молекулярный сенсор пригодится в каких-нибудь биотехнологических областях, не связанных напрямую ни с бактериями, ни с вирусами.
Читать далее →

Ссылка на первоисточник
наверх