Так сложилось, что моряки и разведчики редко становились Героями Советского Союза. Виктор Леонов – приятное исключение. Ведь он был дважды удостоен высшей награды СССР. Причем, оба раза – за смелые боевые операции. Об этом человеке я впервые узнал из его книги «Лицом к лицу: воспоминания морского разведчика», когда готовил материал о штыковых атаках и рукопашном бое. Сегодня хочу рассказать о героизме Виктора Леонова, который прославился тем, что однажды взял в плен 5 000 японских самураев.

В рядах Северного флота
Виктор Николаевич – выходец из Рязанской губернии – попал на флот в 1937 году. Службу проходил на знаменитой «Щуке» - серийной советской подводной лодке, одной из самых массовых в период Великой Отечественной войне. Но с началом боевых действий попросился в разведку и был зачислен в 181-й отдельный разведотряд Северного флота. В его составе Леонов поучаствовал в более чем полусотне операций во вражеском тылу.

После одной из них – на мысе Пикшуев, где был уничтожен крупный оборонительный и наблюдательный пункт фашистов – Виктора тяжело ранило осколком. Он был признан нестроевым и направлен в тыл. Но отсиживаться там не захотел и вопреки врачам вернулся в разведку. Впереди ждала еще одна славная операция – десант в Мотовском заливе.
Пятнадцать человек лицом к лицу с врагом
На берегу Мотовского залива враг хорошо укрепился, мешая судоходству и угрожая арктическим конвоям. Для его ликвидации было высажено три группы. Крест на успехе операции был поставлен рядом ошибок, сложным рельефом местности и общей неподготовленностью. Свои задачи группам удалось выполнить лишь частично. А отряд из 15 (по другим сведениям, 18) человек, в котором состоял Леонов, был по ошибке высажен далеко от пункта назначения и попал в немецкое окружение.

Яростный бой развернулся на небольшом пятачке, шириной не более сотни метров. Скалистая местность хорошо простреливалась немецкими минометами. А со всех сторон – либо камни, либо море, либо враг. Сутки разведчики, находясь под артобстрелом, вели бои с превосходящими силами противника. Потеряв половину отряда, они смогли прорваться в сопки и выйти на побережье, откуда их эвакуировал советский катер. За проявленный героизм Леонов был награжден орденом Красного Знамени и получил офицерское звание – младший лейтенант.
Пять тысяч пленных самураев
Опустим три года войны (хотя там было немало интересного – если будет интересно, расскажу в одной из следующих статей) и перейдем к одному из самых громких дел Леонова. Летом 1945 года он воевал уже на Дальнем Востоке – во главе отдельного разведотряда Тихоокеанского флота. К тому времени маньчжурская группировка Японии уже была разгромлена, война продолжалась в Корее. Советский десант высадился в порту Вонсан. Но прежде, чем начинать бой, было решено попробовать договориться. На переговоры с командиром гарнизона отправился Леонов в сопровождении 8 офицеров.

Японский полковник планировал взять в заложники моряков и выторговать для себя выгодные условия капитуляции. Но все пошло совсем по-другому. Видя нерешительность японского командования, советские офицеры заперли двери штаба, заняли позиции возле окон, а один из них стал демонстративно подбрасывать в руках гранату. Леонов предложил полковнику капитулировать, сказав, что в случае отказа они готовы взорвать штаб – погибнуть, но забрать с собой и японское командование.
Самураи думали недолго – капитуляция была подписана. В плен угодили 3 500 японских солдат и офицеров. Среди трофеев же было пять самолетов, три батареи ПВО и огромное количество боеприпасов. Как вспоминал сам Леонов в своей книге «Тот памятный десант», конвоировать такое количество пленных вдевятером было боязно – вдруг все разбегутся. Но вышло все совсем наоборот – к пленным присоединялись встреченные по пути отряды. Так что к тому времени, как японцы были доставлены в место дислокации советских войск, их было уже свыше 5 000.

И никто из них тогда так и не узнал, что граната, которую подбрасывал в руках советских офицер, была без запала. То есть взорваться она никак не могла. Окажи представители японского штаба хоть малейшее сопротивление, разведчиков бы снесли просто числом. Но, как говорится, смелость города берет…
Свежие комментарии