Древним грекам (и нам вместе с ними) повезло — греческие мифы были записаны множеством авторов еще в древности, а затем легли в основу бесконечного множества произведений литературы и искусства.

А со славянскими мифами сложнее — ни обитатели Руси, ни жители Балкан или Прибалтики ничего не записали до принятия христианства. А значит, мы знаем о славянских богах и древних обычаях только от христианских монахов, которым, естественно, не нравились «идолы», или от путешественников, проезжавших по славянским землям.

В результате, конечно, наши сведения расплывчаты и дают возможность для многочисленных фантазий. Если, например, в книге о славянских мифах вы прочитаете, что было такое божество — Лель — то можете смело ее закрывать, в ней воспроизводятся выдумки XVIII–XIX веков.

Но любой недостаток можно превратить в достоинство. То, что славянские древности так плохо сохранились, делает их изучение особенно интересным и охоту за ними особенно азартной. Есть же еще археологические древности, а главное — невероятное количество различных этнографических сведений, сохранившихся вплоть до наших дней обычаев, изучив которые, можно добраться до тех представлений, которые существовали у славян много веков назад.

Славянские боги никуда не делись — они остались с нами — в виде древних легенд и обычаев, вроде бы приуроченных к христианским праздникам, а на самом деле — куда более древним. Они превратились в леших и домовых, в русалок и кикимор, а иногда — в христианских святых.
В общем, на самом-то деле не так уж мало мы знаем о славянских мифах и богах, а главное — их поиски невероятно увлекательны сами по себе.
Вот об этом и поговорим в сегодняшнем выпуске!
Свежие комментарии