На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Eduard
    "Дуб,я Жолудь,прием"!Шимпанзе общаются...
  • Maxim
    Кот-рыболов, Prionailurus viverrinus, ДВ - рулит..Вот почему коты н...
  • Владимир Акулов
    Конечно  ,  все  живые  организмы  общаются  друг  с  другом...Можно  научить  общаться  и  с  человеком...Язык  жест...История жизни сам...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о фильме «Брат» и правде

На Всенощной в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода
22 октября 2022 года

......... Многие посмотрели фильм "Брат", нашего актера и режиссера - Сергея Бодрова.

И вот в этом фильме есть такой диалог главного героя со своим собеседником : «В чем сила, брат?»
И сам же отвечает:

«Сила, брат, в правде».



Герой фильма был, конечно, прав — сила в правде; только есть одна недосказанность в этом диалоге — правда-то у каждого своя!


Почему люди ссорятся?

Потому что у каждого своя правда.

Почему страны воюют?

Потому что у каждой своя правда.

Послушать дипломатов, политиков, которые защищают ту или другую сторону: и там, и там очень убедительные аргументы.

Почему?

Потому что у каждого своя правда.

А чему нас учит Господь?

Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение.

Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге».

А почему в Боге?

А потому что Бог являет собой абсолютную Правду.

В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины.

Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды.

Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста.
Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь.

А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему.

Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой.

Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни.

Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

Именно поэтому сейчас то самое время, когда всем надо укрепляться в вере, особенно всем нашим колеблющимся, интеллигентам, которые одной ногой в Церкви, другой вне Церкви. Нужно заканчивать эту дихотомию, это разделение, нужно действительно принимать веру наших отцов и праотцев как великую силу, которая уберегала и спасала наш народ. И сегодня, несомненно, вера будет вдохновлять нас на пути любви и служения Отечеству нашему и на пути любви друг ко другу.

Да поможет всем нам Господь, в первую очередь, ничего не бояться. Находясь на Нижегородской земле, в городе Лукоянове, я вспомнил эти слова, которые говорил мой благочестивый дед — исповедник, прошедший многие тюрьмы и лагеря за свою веру в Бога. В 50-е годы он приехал в Ленинград, где мы тогда жили, рассказывал о своей тяжелой жизни и учил меня: «Ничего не бойся, кроме Бога». Если мы стараемся применить к своей жизни эту заповедь мудрого человека, мы становимся очень сильными. Если мы боимся Бога, то есть стремимся исполнять Его закон, мы становимся очень сильными. А жизнь вне рамок Божиего закона — это слабость.

По-настоящему ответить на вопрос героя Сергея Бодрова может глубоко верующий человек. Только он может сказать, в чем сила. Сила — в правде, но в Божией правде. Следуя именно этому пониманию того, что есть высочайшая ценность в человеческой жизни, мы можем и душу свою спасти, и Родине послужить, и ближнему своему протянуть руку помощи. И да поможет нам Господь в том, чтобы мы шли именно таким, а не каким иным историческим путем, — каждый из нас и все мы вместе как Церковь Христова Православная, да и весь наш народ. Милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывают над землею Русскою и над этим прекрасным градом на берегах Волги. Аминь».




Ссылка на первоисточник
наверх