На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...
  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...

Древнерусские тату. Кто на Руси был обязан носить татуировки?

Сложно сказать, когда впервые появились татуировки. У алтайских народов, если вспомнить мумию знаменитой «Алтайской принцессы», они существовали уже в VI веке до нашей эры. А в Полинезии – и того раньше. На Руси татуировки не имели столь богатой истории и культуры, но тем не менее, мне есть, что о них рассказать. Поехали.

Древнерусские тату. Кто на Руси был обязан носить татуировки?

 

Славянские тату

Насколько популярны были татуировки у славян, сказать сложно. Думается, что, как и у многих других языческих народов, они были достаточно распространены. Во всяком случае так было до массовой христианизации страны.

Вот как, например, описывал свою встречу с русичами арабский путешественник Ибн Фадлан в сочинении «Записки о путешествии на Волгу» (920-921 гг.): «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это все зеленое: деревья, изображения и тому подобное».

У славян татуировки по-видимому носили ритуальный характер: оберег или знак рода.

В дальнейшем о тату у славян историкам ничего не известно. По-видимому, этот обычай был искоренен, как языческий, варварский с приходом христианства. Ведь сказано в писании: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш».

Мой порядковый номер…

«Моду» на туту вернул Петр I. Рассказывают, что и сам он носил на руке татуировку в виде боевого топора. Впрочем, введенные в 1712 году императорским указом татуировки имели исключительно утилитарный характер. Всем солдатам на запястье «били» крест, как опознавательный знак «свой-чужой». Техника была максимально примитивной и негуманной: в крестообразный надрез втирали порох и забинтовывали до заживления.

Рассказывают, что моду на тату Петр I подхватил в Европе – от моряков.

Получалось неказисто, зато понятно – дезертиров и шпионов вычисляли «на раз». Позже тату усовершенствовали – до личного порядкового номера. Рекруты, не желавшие носить «метку дьявола», конечно, сопротивлялись. Зато вести учет потерь стало проще и удобнее – с этим в петровской армии был полный порядок. Для облегчения татуирования были придуманы специальные приспособления – нечто вроде штемпелей – положение игл можно было менять, сразу получая нужный номер.

Клеймо преступника

Клеймение преступников на Руси известно с конца XIV века – первое упоминание мы находим в «Двинской уставной грамоте» 1398 года. Правда, для нанесения особых знаков тогда использовалась несколько иная технология – клеймо ставили раскаленным железом. Штемпели с иглами и порох стали использовать после соответствующего указа с 1705 года. Бунтовщиков «награждали» литерой Б, воров – В, приговоренных к каторжным работам – аббревиатурой КАТ.

Образец «печатей» для клеймения.

Чтобы преступника было легко опознать, знак ставили на видных местах: щеках или лбу. Этот варварский обычай уродовал человека на всю жизнь. А как быть с тем, кто уже отбыл наказание и искупил свою вину? Поэтому в начале XVIII века в закон внесли послабления: перестали клеймить женщин, стариков и детей, военных и представителей привилегированных сословий.

Да и сами тату стали делать не на лице, а на руках: при желании легко скрыть, а при необходимости – столь же просто проверить. Чтобы поставить процесс на поток, были придуманы специальные приспособления – что-то вроде автоматических печатей, позволяющих нанести клеймо одним нажатием. Порох же сменили на смесь синего красителя и туши – для этого во второй половине XIX века даже была создана специальная медицинская комиссия.

Говорят, у Екатерины II тоже была татуировка – в интимном месте. Проверить это и тогда могли только избранные, сейчас же – и вовсе не представляется возможным.

 

Дворянские татуировки

Из-за функции клеймения, татуировки на Руси не имели широкого распространения в дворянской среде. Представители этого сословия, пожалуй, были единственными, кто наносил себе тату добровольно. В основном эти «рисунки» привозились из дальних путешествий: Китая, Японии, Полинезии.

Так, например, граф Федор Иванович Толстой – дуэлянт, путешественник, игрок и двоюродный дядя автора «Войны и мира» - украсил себя полинезийскими узорами во время кругосветного плавания 1803-1806 гг. Впоследствии он часто и с удовольствием демонстрировал свои татуировки многочисленным друзьям и знакомым.

Образ гуляки и распутника дяди Лев Толстой подарил герою романа «Война и мир» Федору Долохову.

Но, пожалуй, самым известным обладателем тату в Российской Империи был последний самодержец Николай II. В 1891 году, тогда еще цесаревич, путешествуя по Японии набил себе на правом предплечье дракона. Сеанс длился семь часов, а результат по тем временам был весьма достойным. Интересно, что за 10 лет до этого аналогичную татуировку сделал себе двоюродный брат Николая – будущий король Великобритании Георг.

Николай II с тату. В отличие от кузена, скрывавшего своего дракона, Николай охотно позировал с закатанными рукавами.

Много можно рассказать еще про татуировки моряков и их обозначения. Но это уже полноценная тема для отдельной статьи. Если эта зайдет – обязательно будет!

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх