На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...
  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...

Берия лично добился расстрела чекиста, который был убийцей белогвардейца Унгерна и Бочкарёвой

Почему он это сделал?



В Курске есть улица Павлуновского (так она называется с 1967 г.). Сохранился и дом, в котором вырос будущий чекист. Он вошёл в историю как организатор показательных процессов против ярких личностей антибольшевистского движения. По его инициативе были расстреляны генерал Роман Унгерн и Мария Бочкарёва – командирша «женского ударного батальона».

17-летний письмоводитель адвокатской конторы в Курске Иван Павлуновский в 1905 г. вступил в партию большевиков. В составе её боевого отряда, в декабре того же года штурмовал правительственные здания в Курске. Не получилось. В 1907-м был арестован и выслан в Вологодскую губернию.


Но после ссылки, с 1911 года свободно вёл революционную работу в Петербурге. В 1914 г. был призван в армию, отучился в школе прапорщиков, служил в гвардейских частях Петрограда и Царского Села, на войне не был. После Октябрьской революции – в органах ЧК. Участвовал в ликвидации генерала Николая Духонина – последнего Верховного главнокомандующего Русской императорской армии.

Участвовал в разоблачении и ликвидации разных контрреволюционных организаций. Таких, как «Национальный центр» (была признана и финансировалась Англией, лидерами были политики царской эпохи, думцы Щепкин и Черносвитов) и «Добровольческая армия Московского района» (чисто офицерская военизированная организация).


Иван Павлуновский. Фото в свободном доступе.

Кроме борьбы с контрреволюцией, Павлуновский показал себя решительным и беспощадным в деле чистки собственных рядов партии от чуждых её генеральной линии элементов. Рука у него ни разу не дрогнула.

Полпред ВЧК по всей Сибири

Его старания и способности оценили: в феврале 1920 года Иван Петрович был направлен в Омск, как главный уполномоченный ЧК по всей Сибири. Как это водится – с расширенными полномочиями и своей командой, привезённой «из Центра». Жена Павлуновского Мильда Дзелтынь возглавила тогда шифровальное отделение полпредства ВЧК в Сибири.

В 1921 году контора Павлуновского переехала в Новониколаевск (Новосибирск). Оперативная обстановка в Сибири тех лет была сложной – из-за удалённости от центра, малой доли пролетарского населения, остатков белогвардейских отрядов и несогласных с политикой советской власти партизан.

В мае 1920 г. Павлуновский санкционировал расстрел Марии Бочкарёвой. Она после своего долгого путешествия в США и Англию снова появилась в России с прежней бредовой идеей создания «женского ударного батальона». На этот раз – с целью борьбы с большевизмом.

Идея запоздала: Белое движение уже агонизировало, а сама Бочкарёва, ставшая медийной личностью не только в России, но и на Западе, – попала в руки ЧК. Бочкарёва воевала с немцами в период Первой Мировой, но в Белом Движении с оружием в руках она не сражались. И несмотря на это разговор с ней был коротким – расстрел (по инициативе Павлуновского).


Мария Бочкарёва. Фото в свободном доступе.

В том же месяце Иван Павлуновский председательствовал на Чрезвычайном революционном трибунале над министрами правительства Колчака. Судили 25 человек, один из которых по ходу дела скоропостижно умер. Четверых приговорили к расстрелу, шестерым дали пожизненное заключение, десятерым – на различные сроки. Трое отделались условным сроком, один отправился в психбольницу.

В сентябре 1921-го Павлуновский организовал показательный (в летнем театре парка «Сосновка») судебный процесс, а затем и расстрел генерала Унгерна. Это – самые громкие, но, разумеется, не все процессы, которые возглавлял этот деятель «чрезвычайки».

В Закавказье дело не задалось: это не Сибирь

В Сибири Павлуновский служил до марта 1926-го, после чего получил новое назначение: на должность Председателя Закавказской ЧК (Грузия, Армения и Азербайджан).

На этом посту он сразу вступил в жёсткий и непримиримый конфликт с Лаврентием Берией. Известно, что председатель ГПУ Грузинской ССР, а затем и нарком внутренних дел Грузии Берия вёл в своей республике очень мягкую и взвешенную политику. Он ополчился против «крутого чрезвычайщика», «пришельца» Павлуновского, который хотел и в Грузии карать направо и налево, как в Сибири. Так они стали смертельными врагами.


Берия не позволил «чрезвычайствовать» в своей «вотчине». Фото в свободном доступе.

Берия дискредитировал Павлуновского, умело выставив его перед ЦК как «слона в посудной лавке», который не знает специфики региона и вообще слаб и непрофессионален в оперативной работе. В 1927-м неприязнь переросла в открытую войну.

И Берия победил: Павлуновского вышибли не только из Закавказья, но затем и вообще из ОГПУ.

Ушёл покровитель – настал конец и Павлуновскому

Однако Павлуновский успел сблизиться с Серго Орджоникидзе, которому чем-то понравился, и стал его близким другом. Поэтому, пока жив был Серго, бывший чекист работал под его покровительством – сначала в Рабоче-крестьянской инспекции, а потом в Наркомтяжпроме (первым замом Серго по оборонной промышленности).

Но 18 февраля 1937 года 50-летний Серго ушёл из жизни (официальная версия – инфаркт, неофициальные – суицид или убийство). Других влиятельных друзей Павлуновский не нажил. А вражда с Берией никуда не исчезла. Лаврентий Павлович ничего ему не забыл и не простил.

Вскоре после смерти Орджоникидзе Павлуновский был арестован, ему было с ходу «пришито» дело об участии в контрреволюционной террористической организации – то самое, по которому он казнил многих в Сибири. Да хотя на тот момент у руля НКВД стоял Ежов, данный процесс был явно пролоббирован Берией.


Павлуновский. Тюремное фото. Процесс был быстрым. Расстрел – на следующий день после приговора. Фото в свободном доступе.

Бывший чекист долго не давал признательных показаний, но наконец их выдавили из него физическим воздействием. В декабре 37-го он был расстрелян. Так руками Берии была восстановлена справделивость, и Павлуновский получил заслуженное наказание.

А при Хрущёве, в 1955 году, – реабилитирован и посмертно восстановлен в партии. Увы, но тогда стало возможным и улицу назвать в честь одного из активных деятелей «красного террора».

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх