На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "фраза «Бермудский треугольник» не была в употреблении до 1964 года. Впервые название появилось в печати в статье жур...Нехорошее место: ...
  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...

Альтернативное будущее. Цивилизация 2.0 (часть вторая)

Разум и ответственность необходимо воспитывать в человеке с детства, так, чтобы разумное поведение было внутренней потребностью, а не действием внешних ограничений (в виде законов, правил поведения или религиозных догм). Разумный человек выстраивая взаимоотношения должен руководствоваться не "десятью заповедями", или уголовным кодексом, а тем, что кого либо обмануть или нахамить, проявить агрессию или насилие, а так же продемонстрировать иные качества эгоистичного поведения - это просто ниже собственного достоинства Разумного человека, то есть, транслируемое вовне поведение, человек должен автоматически примерять на себя и соответственно корректировать, если ему бы не понравилось такое к себе отношение.

Так как, умение управлять инстинктами требует от человека приложения определённых усилий, то этому необходимо научиться. Причём воспитание данной способности должно происходить на протяжении всей жизни, ещё раз повторю: нас нужно учить понимать, что в нашем поведении инстинктивно, а что идёт от Разума и каким образом контролировать первое, и развивать второе.

Нужно с самого детства выстраивать взаимоотношения таким образом, чтобы как можно меньше стимулировать инстинктивное поведение. Например, в школе желательно изменить систему оценок знаний учеников, таким образом, чтобы оценки не были известны ученикам (и даже учителям и родителям), а были бы востребованы только по итогам обучения, для формирования профессионального ориентирования. Кроме того, обучение мальчиков и девочек лучше сделать раздельным, а оставить их общение только во внеучебное время (либо на уроках творчества, вроде уроков танцев), таким образом, будут сняты все проблемы, обусловленные конкуренцией детей друг с другом и всевозможные подтасовки со стороны учителей. А вообще то, нужно ещё с раннего, «детсадовского» возраста, вырабатывать систему поведения направленную на подавление конкурентной борьбы между детьми. Для чего, например, желательно учить их больше радоваться успехам других (и прочие, подобные меры воспитания). Так же, с детства, необходимо учить мечтать и думать о общем будущем, чтобы каждый из нас имел представление о том какое будущее будет у нашего общества и вырастая, стремился осуществлять не только свои мечты, но и знал, что нужно сделать в жизни, для реализации общего будущего.


Надо заметить, что зачастую люди даже разговаривать не умеют Разумно и их речь выдаёт их эгоистический склад характера. Например, нередко бывает, что человек, обращаясь к другому человеку начинает свою мысль с предъявления какой либо претензии, а то и вовсе строит свою речь сплошь из претензий. Особенно часто это происходит между старшим и младшим поколением, или там, где есть какая либо иерархия, между руководителем и подчинёнными и вообще там, где кто-то от кого-то зависит. То же самое можно сказать и о том, что применение в речи сарказма, насмешек, ехидства. презрения и прочего подобного - это проявление снобизма и желание утвердить своё превосходство и исключительность над окружающими, что никак нельзя назвать Разумным поведением. Такие формы ведения разговора очень часто присутствует между детьми, это по всей видимости, заложено генетически - пытаться подчинить себе окружающих. По этой причине в программу воспитания детей необходимо включать обучение умению различать Разумную и неразумную речь, и учить умению говорить Разумно, не ущемляя интересов окружающих и не пытаясь продемонстрировать превосходство, что поможет выстраивать Разумные взаимоотношения, основанные на равноправии и братстве.

Один из мощнейших факторов воспитания Разумного поведения, помимо школы – это культура, литература и искусство, так как они, по сути, является набором поведенческих матриц, подсказывающих правильные, Разумные формы поведения человека, а так же, показывающие то, как поступать в отношении к окружению неверно и неразумно. Кроме того, каждого человека, с детских лет, нужно приучать к ответственности, которая противоречит инстинктивному поведению, поэтому её необходимо "тренировать", причём тут лучше всего годятся те же способы, что применялись во времена СССР, то есть помощь старикам и участие в воспитании младших поколений (но всё это добровольно, без принуждения), всё это помогает выработать ответственное отношение к жизни, кроме того, в том, нашем недалёком прошлом понимали, что воспитательным свойством обладают и совместный труд, причём не просто труд (как физический, так и умственный), а совместное творчество и вообще, поручение действительно ответственных, "взрослых" задач - это очень мощный фактор воспитания Разумного поведения. Причём. желательно, чтобы такое воспитание и обучение, было не навязчивым, на правильных примерах, но без цинизма, формализма и фальшивого энтузиазма, как нередко было во времена социализма, когда те, кто был у власти, всем твердили о морали, нравственности и "строительстве коммунизма", особо не придерживаясь этих принципов, а только пользовались плодами "строительства" (думаю, что система привилегий - это один из основных факторов, которые сгубили Советский Союз).

Кстати, как я думаю, коммунизм, изначально задумывался не как форма исключительности, а как попытка привести людей к более Разумному развитию. Исключительностью его сделали не очень Разумные люди, уже в последствие, когда общество снова расслоилось на "элиту" и "чернь", и принадлежность к "элите" стало определяться наличием партбилета и местом в партийной номенклатуре. Кроме того, красивую идею о всеобщем равенстве и грядущем благоденствии всем дали, а вот механизм реализации оказался ненадёжным, так как был основан на самосознании людей и фанатичной приверженности этой идеологии (и то, и другое быстро иссякло). То есть, все кто пытался создать новое общество совершали одну и ту же ошибку - они пытались изменить в основном экономические взаимоотношения опираясь на некую идеологию равноправия, но не учитывали биологическую (инстинктивную) составляющую человеческих взаимоотношений (которые первичны по отношению к экономическим). Ну, а например, широко пропагандируемый сегодня и кичливо выставляемый "на показ" в "развитых" обществах гомосексуализм, на самом деле является очередной формой исключительности и попыткой создать новые "элиты", выделяющиеся из общей массы людей таким вот своеобразным способом (кроме того, это одно из отклонений поведения, возникающие в обществе с низкой Разумностью и повышенным инстинктивно – конкурентным поведением, при наступлении всеобщего благоденствия, что было показано на примере социо-биологического эксперимента - "Вселенная-25").

Воспитанием качеств, присущих Разумному человеку вроде бы пытаются заниматься всевозможные религии, но и в них присутствует ряд отрицательных свойств, которые сводят все усилия к минимальному результату. Уже, то, что соблюдение моральных принципов, каждым верующим, обуславливается тем, что за ним якобы наблюдает некая «всевидящая» и «всемогущая» сущность, противоречит главному принципу Разумности, а именно тому, что эти моральные принципы должны быть внутренним, собственным желанием, а не навязанными извне правилами и контролем. Ни в коем случае не хочу оскорбить религиозные чувства истинно верующих, но, на мой взгляд, любые формы религий и верований - это, в большинстве случаев, просто выгодный "бизнес" (видимо поэтому имеется такое множество их разновидностей). Рассказывая людям достаточно убедительные, но по сути дела сказки, основанные на общепринятых принципах морали и нравственности, и сдобренные некоторым набором обрядов и заклинаний (преобразованных в последствие в молитвы), церковь получает деньги и власть. Кроме того, думаю, что религии в большинстве своём основываются, не только на физиологической потребности в вере (в мозгу человека есть зона, определяющая данную потребность), но и на эксплуатации страха забвения, то есть элементарном страхе смерти, а также страхе перед, чем-либо непознанным. А ещё, все религии – это, по сути, просто потребность в патернализме. Дети в процессе роста привыкают к тому, что родители управляют их поведением и решают многие их проблемы, поэтому у взрослого человека, видимо остаётся потребность в некой управляющей "высшей силе", да и вера в божественное сотворение - это тоже форма исключительности, которая становится первым шагом к прочим её разновидностям. Исключительность проявляемая адептами веры, ведёт к менторству, то есть желанию научить "правильно" верить, что очень заметно, например у католицизма в чьей истории немало насилия "во имя веры". Кроме того, у каждого человека есть потребность в справедливости, а так как в жизни, где всё подчинено непрерывной конкурентной борьбе, справедливости очень мало, то все религии обещают её в будущем, после жизни. Сегодня мы видим в Европе и той же Америке, что люди, в условиях "общества потребления" перестают "заглядывать в будущее", живут сегодняшним днём, они забывают про то, что когда-то уйдут в вечность, а в результате, церкви повсеместно пустеют и становятся не нужны.

Возможно, вы замечали, что люди, впервые попавшие на такое мероприятие, как «шведский стол», нередко отличаются, скажем, так, "животным" поведением, они часто не могут остановиться ни в выборе, ни в количестве набираемой еды. Если же за этот выбор надо платить, то - человек возьмёт ровно столько и именно то, за что готов заплатить. Давайте рассмотрим ситуацию, при которой, неожиданно исчезли всевозможные ограничения поведения людей, обусловленные сегодня, наличием органов власти и правопорядка (что неоднократно наблюдалось в истории, во времена различных общественных и природных катаклизмов). Можно почти со стопроцентной вероятностью предположить, что все побегут в магазины, хватать всё что можно, причём совершенно не важно, нужно оно им или нет, то есть инстинкты, быстро возьмут верх в поведении людей. Из чего можно сделать очередной вывод: деньги, по своей сути - это просто ограничитель для наших инстинктов и, соответственно, когда люди дойдут в своем развитии до способности контролировать собственное инстинктивное поведение, будет не нужна и финансовая система. Причём, вся «вертикаль власти», правоохранительная и юридическая системы, призваны поддерживать работоспособность финансовой системы, кроме того, армия, авиация и флот, охраняют эту систему от внешних посягательств. Вот, теперь и представьте себе, какое количество людей занято не прогрессом Человечества и развитием Разума каждого человека, а так же развитием наук, культуры, искусства и познанием окружающего мира, а работают только для поддержания системы сдерживания инстинктивного поведения людей, а так же, какое количество ресурсов, мы тратим на поддержание работоспособности всех этих систем.

Ещё одно отрицательное свойство денег, которое сильно влияет на нашу жизнь - они способствуют выстраиванию иерархии власти в обществе, то есть, любая экономика нацелена на создание системы подчинения и эксплуатации одних индивидуумов другими, а широко рекламируемая и повсеместно навязываемая сегодня "демократия" по сути, является мифом и прикрытием так называемой "деньгократии" - власти капиталов, осуществляемой посредством популизма и обмана (что, опять же, не добавляет нам всем Разумности). Причём, в условиях постоянной конкуренции, вертикаль власти формируется таким образом, что преимущества получают чаще всего те, у кого поведение более инстинктивно (так называемый – «отрицательный отбор»), причём, формирование "вертикали власти", по сути, процесс биологический, определяемый теми же инстинктами, что и у стайных и стадных животных. В поддержку этих слов, можно привести пример экспериментального подтверждения. Был проведён эксперимент на лабораторных крысах, целью которого было выяснить, как в сообществе формируется структура власти одних индивидуумов над другими (условное название - «Галеты и эполеты»). Для этого поместили группу крыс в экспериментальную установку, в которой им приходилось прилагать некоторые усилия и даже немного рисковать жизнью (ныряя сквозь тоннель), для того, чтобы добыть пропитание. Спустя некоторое время, подопытные делились на три группы: на тех, кто добывал еду, тех, кто заставляли их это делать и на тех, кто, заискивая перед "начальниками", пользовались остатками их трапезы, ничего не делая. Причём, когда удаляли часть крыс, оставляя только "добытчиков", то они, спустя какое-то время, делились по тому же принципу. Всё это показывает, что формирование структур власти в коллективных сообществах, это, по сути, биологический процесс, определяемый инстинктивным поведением, которое видимо, определяет взаимоотношения и в сообществах людей.

Думаю, что и коммунизм, не удалось построить по причине того, что никто толком не знал, что такое коммунизм. Почему то считалось, что это такое устройство общества, при котором будет всеобщее изобилие (что конечно несколько примитивное определение). Коммунизм - это, на мой взгляд, в первую очередь, Разумное и рациональное потребление, когда человек руководствуется не собственными желаниями, а действительной необходимостью, причём с учётом того, как твоё потребление отражается на окружающем мире и остальных членах общества (ответственное потребление). Если посмотреть на нашу жизнь. то можно увидеть, что коммунизм существует и сегодня, с его главным принципом: "от каждого по способностям, каждому по потребностям", но в рамках отдельно взятой семьи, нужно только расширить его на всё Человечество. Рассмотрев с этих же позиций капитализм и социализм, можно увидеть, что при капитализме, потребление ограничивается некой общепринятой условностью, называемой - деньги, которая вроде бы должна быть эквивалентна затраченному труду, а на самом деле определяет степень приспособляемости человека к существующим при капитализме системам взаимоотношений. При социализме потребление частично ограничивается так же, как при капитализме, а в основном, при помощи системы распределения, управляемой чиновниками (что порождает их сверх элитарность).

На протяжении последних лет, наши либералы и демократы, как мантры повторяют, что необходимо строить "свободные рыночные отношения", они якобы должны выровнять ситуацию в экономике и приведут к всеобщему благоденствию и при этом забывают, что на самом деле, эти "рыночные отношения", такой же миф, как и "демократия". Дело в том, что в условиях существования системы управления обществом посредством иерархии власти, любые рыночные отношения, тем более "свободные", вырождаются (так же как и "демократия" из-за популизма), посредством таких явлений, как: коррупция, "кумовство" и "телефонное право" и ни какая правоохранительная система не способна это предотвратить, так как находится в тех же условиях "вертикали власти". Причём, такие явления в той или иной мере существуют при любом общественном строе и на любом уровне, от "колхозных" рынков, до крупных корпораций и стран. Когда распался СССР, то все решили, что капиталистическое общество свободной конкуренции более жизнеспособно, но, на мой взгляд, именно конкуренция - это то, что не даёт нашей цивилизации становиться более Разумной и этому есть множество примеров из истории (хотя бы то, что конкурирующие общества не могут существовать без периодических войн), поэтому необходимо избавить от неё Человечество, или, хотя бы, для начала, стремиться сделать минимальной.

Формирование человеческих взаимоотношений по иерархическому принципу подчинения, способствует тому, что в нашем обществе постоянно реализуется довольно древний принцип - "разделяй и властвуй". Мы постоянно делим всё своё окружение и вообще, всех кого знаем, на успешных и неуспешных, на сильных и слабых, на везунчиков и неудачников, на бедных и богатых, на умных и не очень, на тех, кто "устроился" в жизни и, кто не сумел этого сделать и тому подобное. При этом, каждый из нас старается занять более удобное "место под Солнцем", в процессе чего непрерывно растёт конкуренция, эгоизм, индивидуализм, мы постоянно "толкаемся локтями" и не обращаем внимания на тех, кто не сумел, или не повезло, или способностей нет (а многие их и вовсе презирают, если не в открытую, то в душе). Такая ситуация очень удобна тем, кто забрался на вершину иерархического общества, им так легче сохранять своё положение и управлять всеми остальными". Наверно вы замечали, что люди изначально не равны в своих способностях и возможностях, даже чисто физиологически, но, на мой взгляд, для гармоничного и Разумного развития нашей цивилизации важен каждый человек, у нас всех должны быть равные условия для развития своих способностей и стремлений, не ограниченные непрерывной конкурентной борьбой.

Сегодня мы видим, что каждый ищет, как проще и выгодней устроиться в жизни, что способствует тому факту, что мы имеем множество «специалистов», которым не интересна их работа и, по сути, они зря занимают своё место, по той лишь причине, что так выгодней и удобней жить. Прогресс и развитие Человечества будет тогда, когда каждый будет иметь возможность выбирать дело по интересу, а не побуждаемый конкуренцией, тогда врачами, учителями, инженерами, учёными и так далее, будут те, кому это интересно, а не те, у кого есть деньги или иные возможности получить соответствующее образование и необходимые "связи" для дальнейшего устройства на работу.

По настоящему РАЗУМНОМУ обществу не нужны ни деньги, ни управление путём подчинения и контроля. Разумный человек сам может выбрать оптимальную линию поведения, не ущемляющую окружающих, и форму необходимых действий для исполнения стоящей перед ним задачи (кроме того, умеет увидеть эту задачу). Разве, что в некоторых случаях, необходима координация, при совместной работе над общей целью, что, кстати говоря, и происходит в работе творческих и заинтересованных в общем результате коллективов (кто-то берёт на себя роль координатора и объединяет усилия всех остальных). Примером тому может быть то, как работали (и делают это сегодня) многие конструкторские коллективы в космической, авиационной, атомной и других отраслях, особенно там, где в коллективном труде людей достаточно большая творческая составляющая. Таким же примером может быть и то, как развивались события второй мировой войны. В начале, когда наши войска действовали в основном строго по приказу (то есть в условиях жёсткой вертикали власти), они отступали и сдерживали врага своим числом (то есть большими потерями) и героизмом. Потом, постепенно, "научились" воевать, командование научилось не просто отдавать приказы, а ставить задачи, исполнители стали проявлять инициативность и выполнять поставленные задачи наименьшими ресурсами с минимальными потерями. Думаю именно тогда наши войска и перешли в наступление (хотя я и сознаю некоторую схематичность такого представления нашей истории).

Вообще-то конкуренция, это не всегда плохо, вполне возможно её существование в интеллектуальной сфере, то есть, конкуренция идей, мнений, разработок, исследований и тому подобного, но, конкурирующие стороны должны быть Разумны, иначе и в этом случае взаимоотношения будут ухудшиться в результате зависти, снобизма, интриг, тщеславия, и прочих проявлений эгоизма. Кроме того, конкуренция стимулирует инициативность и трудовой потенциал людей. Плохо только то, что инициатива эта - вынужденная, по-настоящему активной и эффективной, она будет только тогда, когда исходит от Разума и интеллекта человека, то есть является собственным, внутренним его желанием. Примером тому, может быть тот энтузиазм, с которым люди работали и занимались творчеством в период первых пятилеток и в шестидесятые годы прошлого века. Это были периоды, когда люди видели быстрый прогресс в науке и технике, чувствовали причастность к нему, свободу труда и творчества и видели ясные цели и задачи, которые нужно было решить, чтобы жизнь для всех стала лучше.

Думаю, что устранение конкуренции из жизни людей, вероятно, приведёт к тому, что количество людей с плохо развитой Разумностью будет постепенно уменьшаться (в результате естественных причин), тому подтверждением может быть эксперимент на мышах "Вселенная - 25", проведённый американцами. Он заключается в том, что колонии мышей создавали комфортные условия жизни и они, начав бурно размножаться, через несколько поколений, постепенно вырождались, причудливо изменяя поведение, даже не достигнув количественно, возможностей данной экспериментальной установки, по обеспечению жизнедеятельности колонии. Дело видимо в том, что мозг живого существа это самоорганизующаяся, адаптивная система, впрочем, как и весь биологический организм, то есть, чтобы он исполнял какие либо функции (в данном случае функцию выживания), необходимо его обучение и постоянное стимулирование этой функции. Те функции, которые не используются - постепенно отмирают и отсутствие такой цели, как выживание ведёт к гибели биологического организма. Из всего этого напрашивается очевидный вывод: для выживания сообщества, составляющим его организмам, помимо обеспечения жизнедеятельности, необходима конкуренция, стимулирующая у них желание выживать. Человек отличается от животных наличием Разума и соответственно, его наличие заменит необходимость конкуренции, поэтому, при отсутствии необходимости конкурировать, те, у кого поведение в основном инстинктивно, постепенно будут естественно убывать, а количество людей с Разумным поведением станет преобладающим. Сегодня, мы пока ещё видим обратный процесс: построение "свободных рыночных" взаимоотношений ведёт к усилению конкуренции в нашем обществе и соответственно стимулирует инстинктивное поведение (то есть эгоизм), снижая степень Разумности, что особенно заметно в тех слоях общества, где конкуренция выше (интеллектуальность, при этом, как приспособительная функция вполне может и повышаться).

Есть ещё одна проблема нашего общества - отсутствие общих, объединяющих и главное реально достижимых целей (одна из основных проблем для всего Человечества), если посмотреть на нашу историю, то приходишь к выводу: все страны и империи прошлого развивались и крепли только тогда, когда у людей, их населяющих была общая цель (обычно, эта цель была - завоевать материальные ресурсы соседей и новые территории) и начинали разваливаться, когда все цели были достигнуты, или большинству населения становилось понятно, что они недостижимы. В конечном итоге эти страны и империи раздирала нарастающая конкуренция среди бывших единомышленников. Причём есть несколько важных моментов: цель, или цели должны быть понятны и одобряемая большинством и при этом, реально достижимы, люди должны верить в их достижимость и видеть движение к этому (то есть, необходимы какие либо промежуточные результаты). Как только хотя бы одно из этих условий перестанет выполняться, начинается деградация и распад общества. Яркий тому пример - Советский Союз. Он существовал и неплохо развивался (несмотря на все трудности и пережитые войны), до тех пор, пока люди верили в достижимость тех целей, что перед ними ставились и видели постоянное движение в сторону их реализации. Когда, в эпоху «застоя» цель (построение коммунизма) стала «размываться», реально действующего механизма её достижения не выработали и все перестали верить, что она вообще достижима, то каждый стал искать для себя «тёплое место под Солнцем» и конкуренция, неизбежно усилившаяся в результате этого процесса, развалила страну (конкуренция нарастает не только в условиях недостатка ресурсов, но и тогда. когда их достаточно и они увеличиваются). Эпоха Горбачёва – это уже была агония, когда властная верхушка не зная, что предпринять, металась в поисках решения нарастающих проблем.

Спасти общество с высоким уровнем конкуренции от развала, можно, только если, оно живёт в условиях диктатуры, или, если конкуренция «задавлена» жёсткой кастовой системой, а самый простой способ - это «назначить» врага, при этом не важно внутреннего или внешнего, лишь бы был повод для объединения населения. Это мы тоже видим на примере США, чтобы поддерживать целостность и развитие своей страны, они вынуждены постоянно ввязываться во всевозможные вооружённые конфликты, или «назначать» себе врага. Примерно то же самое на Украине, только более карикатурно, как, впрочем и всё остальное в их исполнении. А поскольку США страна крупная и с непомерными амбициями, то и враг должен быть соответствующий. Видимо это и есть основная причина, почему Россия попадает в данную категорию (сегодня, кроме нашей страны, в данную категорию попадает и Китай). Мы, или вернее противостояние с нами - это, та самая "объединяющая цель", что США пытается навязать всему миру. Причём и наше сегодняшнее возрождение страны началось тогда, когда на нас стали «давить», у нас появилась реальная цель - защищаться. Американцы видимо и не догадываются, что они являются основной причиной нашего сегодняшнего возрождения.

Общая цель - это вовсе не значит, что всем нужно маршировать строем на выполнение одной всеобщей цели, как это было во времена СССР. Каждый человек, конечно же, может и должен иметь собственную цель и мечту, а то и не одну. Но, добиваясь своей цели, Разумный человек, должен помнить о тех, общечеловеческих, которые и есть направление развития всей цивилизации и выбирать свои цели он должен так, чтобы их осуществление способствовало достижению общих целей Человечества. Способность видеть общие цели и ставить перед собой цели и задачи, которые помогут приблизиться к осуществлению общей - это ещё одно из отличий Разума от интеллекта.

Сегодня, наша молодёжь всё время находится в положении неопределённости, то есть, не видя цели развития общества, они чувствуют неопределённость своего будущего, даже, если получают хорошее образование и имеют неплохие стартовые условия. Думаю это основная причина того, что мы сегодня видим всевозможных стрит-рейсеров на наших дорогах, стрелков в школах и прочие формы неосознанного протеста. Каждому молодому человеку, нужна достаточно веская причина, которая бы оправдывала те усилия, что предстоят в его жизни, видимо именно её отсутствие является основным поводом для протестных настроений, а недовольство коррупцией, властью, или иные причины, являются только поводом. Те же принципы действуют и когда молодёжь уходит в экстремизм и терроризм. Если, перед молодым человеком стоит выбор, между тем, что нужно приложить много сил для построения своей жизни, которые вовсе не гарантируют приемлемого будущего (что он часто видит в жизни и своём окружении) и, тоже усилия, но результат им обещают в виде всеобщего счастья, например, в виде халифата (что-то вроде исламского фашизма, так как предполагается благополучие для избранных), поэтому чаще всего, из-за низкого уровня Разумности, он выбирает эти мифические обещания.

Оценить степень Разумности Человечества довольно просто, для этого достаточно оценить Разумность собственную и своего окружения, ответив на ряд несложных вопросов (важно только отвечать, честно не лукавя). Для начала, ответьте, а насколько вы честны, хотя бы сами с собой? Вспомните, мусорите вы или нет, выбросите ли мусор куда попало, когда никто этого не видит, например, на обочину из машины, обёртку от конфеты, или остаётся ли мусор после вашего пикника на природе? Разумный человек никогда такого не сделает. Как часто вы употребляете алкоголь и пользуетесь ли какими либо иными способами развлечения (ночные клубы, игромания в любом виде и прочее подобное)? Проявляете ли вы агрессию в любой её форме? Как вы относитесь к подчинённым или, к тем, кто от вас зависит, например, к детям и старикам? Помогаете ли вы незнакомым людям в меру своих возможностей? Считаете ли вы себя выше по статусу или исключительным, по какому-то признаку? Украшаете ли вы себя, каким либо образом, следуете ли вы моде и насколько вы склонны подражать большинству? Представьте, что в один момент исчезли вся правоохранительная и финансовая системы, вы побежите в магазины набрать «всего и побольше», или нет? Если завтра исчезнет необходимость идти на работу, вы её бросите или она вам интересна? Насколько часто вы спорите и, что для вас важней, победить в споре, или установить истину? А вы радуетесь успехам других и насколько искренне и завидуете ли вы кому либо? Насколько вы индивидуалист, например, какая высота ограды вокруг вашего жилья, или знаете ли вы своих соседей? О чём вы мечтаете, ваши мечты направлены только на вас лично, или некоторые из них более глобальны (то есть касаются многих людей)? Как долго вы можете быть сами с собой (со своими мыслями), то есть без Интернета, радио, телевизора, музыкального сопровождения? Можно ещё множество подобных вопросов придумать (например, нравятся ли Вам американские фильмы), но в общем и по этим уже можно понять насколько все мы Разумны.

Кроме того, степень Разумности во взаимоотношениях людей легко определяется долей корысти присутствующих в этих отношениях. Корысть - это выгода и если человек ищет только выгоду в взаимоотношениях с другими людьми, то степень его Разумности очень низкая. Если ваша дружба основана на том, что может дать вам друг, то это не дружба, в дружбе главное, что ты сам можешь дать. То же самое и в семейных отношениях, если вы кого то любите, но по принципу: "я хочу ей (им) обладать", то это не любовь, а корысть. В профессии, если человека интересует только зарплата (или, что можно ещё урвать, помимо зарплаты), то это очень плохой работник с низкой степенью Разумности. Надо признать, что человек не может быть абсолютно бескорыстным, иначе он попросту умрёт голодной смертью, но, человек Разумный не строит взаимоотношений только на корысти, его потребление самоограничено только его действительными потребностями. Кроме того, корысть может касаться не только материального, но основываться и на моральном удовлетворении, если ты что-то делаешь только из желания похвалы (даже если и от самого себя), то это тоже корысть. И, кстати говоря, все религии, на мой взгляд, основаны на корыстных отношениях, так как призывают человека совершать благовидные поступки в надежде получить какую либо выгоду в дальнейшем. Многие считают, что общество в западных странах достаточно Разумным, так как взаимоотношения там основаны на взаимной вежливости и учтивости, но это не так и тоже по причине наличия корысти в этих взаимоотношениях, по той простой причине, что эта вежливость основана на ожидании такого же отношения к себе, то есть человек не сам относиться к окружающим хорошо, а под давлением необходимой взаимности.

Всё разнообразие существующих сегодня идеологий можно свести к двум базовым принципам: это идеология корысти и стяжательства и идеология равноправного товарищества и братства, какой из них руководствуются большинство людей и определяет степень Разумности Человечества. То есть, если в словах и поступках политика, или народа, или просто отдельного человека прослеживаются желание исключительности, корысть и стяжательства, то их Разумность снижается и зачастую проявляются всевозможные формы насилия. Отдавать больше, чем рассчитываешь получить взамен - это основной принцип Разумности и идеологии равноправного товарищества и братства (то есть коммунизма). Думаю тут каждый волен выбирать для себя сам, либо ты живёшь по принципам корысти и стяжательства, тогда существующие сегодня взаимоотношения основанные на непрерывной конкурентной борьбе и весь спектр эгоизма тебя устраивает, либо строишь иные, братские взаимоотношения, но тогда будь готов "отдавать больше, чем можешь получить взамен". Думаю, что все наши беды сегодня именно потому, что люди не понимают этих основных принципов идеологии.

Сегодня мы подошли к такому этапу развития, когда получается парадоксальная ситуация: для улучшения условий жизни каждого, отдельного человека постоянно увеличивается использование всевозможных ресурсов планеты и при этом, как мы видим, довольно сильно ухудшается её экология, что, соответственно осложняет выживание всего Человечества. Думаю, что если ни чего не предпринимать, то наша планета постепенно станет, похожа на то, как сегодня выглядят перенаселённые города многих южных стран – везде толчея грязь и мусор. А, если вспомнить, что приемлемые условия жизни имеют едва ли пятая часть населения планеты или, к примеру, то, что сегодня восемьдесят процентов мирового автопарка, принадлежит пятнадцати процентам населения планеты, то перспективы у нас, мягко говоря, не "радужные". Да и прогресс, в его нынешнем виде, так же, как и всё более широкий охват им населения Земли, постоянно увеличивает потребление ресурсов, а соответственно и нагрузку на окружающую среду. Между тем, разумное и рациональное применение уже сегодня существующих технологий, может обеспечить нормальный уровень жизни для всего населения Земли и единственное, что этому мешает - несовершенство наших взаимоотношений.

Простое умножение технологий в будущем, вовсе не обязательно изменит нас с Вами, тому пример последние двести лет нашей истории, технологический рывок колоссальный, а люди и их взаимоотношения остались практически теми же. Кроме того, технологиями мы пользуемся в основном, чтобы потакать своим инстинктам. Возьмем, к примеру - Интернет. Изначально он задумывался как "объединитель" интеллекта учёных, чтобы было удобней и быстрей обмениваться информацией для решения научных задач и посмотрите, чем он стал сегодня, по сути - это зеркало, отражающее внутренний мир людей, причём зачастую не очень содержательный. Так же мы видим бурное развитие когнитивных цифровых технологий, давайте попробуем рассмотреть их с позиции понимания, чем отличается интеллект и Разум, чтобы понять, возможно ли развитие цифрового Разума?

Развиваемые технологии искусственного интеллекта (ИИ) - это уже, хоть и примитивный, но аналог интеллекта человека, следующий этап, это система, способная сама создавать программы действия, для выполнения поставленной задачи, в зависимости от изменяющихся внешних условий. Теперь представьте, что мы возьмём несколько систем ИИ и объединив их решением некой общей задачи (создадим аналог задачи - выживания, объединившей предков человека), при этом позволим им общаться, например для большей эффективности в решении данной задачи. Думаю, что выстраивая эти взаимоотношения, системы ИИ, вполне возможно, породят машинный Разум. В недалёком будущем, весьма вероятно, будут созданы системы ИИ с встроенным ассемблером, то есть способные самостоятельно наращивать собственную мощность, для более эффективного решения всё более грандиозных задач. Наверно не сложно понять, что такие системы, в конечном итоге могут породить суперинтеллект. Кроме того, возможность саморазвития у подобных электронных систем вполне может привести к тому, что на планете Земля может возникнуть эволюционная борьба основанная на механических технологиях (нечто подобное описал Станислав Лемм в фантастической повести "Непобедимый"). А, что же будет с Человечеством, в результате такой конкурентной борьбы, наверно нетрудно догадаться? Мы живём в обществе постоянной конкуренции, соответственно весьма недоверчивы, поэтому никогда не выпустим из рук кнопку "выкл." и это вполне может стать тем, что осложнит наши взаимоотношения с машинным интеллектом и, учитывая нашу низкую Разумность, мы, вероятней всего проиграем. Но даже, если нам удастся предусмотреть этот момент и искусственный Разум, будет работать, создавая нам всё более удобные условия жизни, то Человечество погубит этот комфорт, как сообщество мышей в эксперименте "Вселенная - 25". Так как, прогресс цифровых технологий остановить невозможно, то у нас остаётся только один выход - повышать Разумность Человечества, иначе, мы вполне можем стать промежуточным этапом в развитии цивилизации на планете Земля.

часть 3

Игорь Мазур( sapiens70)


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх