На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...
  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...

Альтернативное будущее. Цивилизация 2.0 (часть первая)

Здравствуйте. Моё имя Игорь Мазур, живу в Омской области. В начале хочу сказать, всё что здесь написано, предназначено для тех, кого волнуют вопросы: почему этот мир устроен так, а не иначе, отчего в нём мало справедливости, разумности, рациональности и прочих факторов, определяющих успешное развитие Человечества и каждого человека в отдельности и как изменить наш мир, чтобы сделать его лучше. У меня появилось желание поделиться своими мыслями, так как, на мой взгляд, их реализация может решить многие проблемы общества, в различных областях человеческой деятельности, причём комплексно. Кроме того, хотелось бы найти понимания и желание прилагать реальные усилия и действия для изменения окружающей действительности.

Философию я к сожалению не изучал, да и на какую либо философскую концепцию не претендую, просто размышляя о жизни, сделал некоторые выводы, которыми периодически делюсь с теми, с кем моё мировоззрение в чём то похоже. Мои дилетантские рассуждения наверно малопригодны на практике, но надеюсь, они кому-то будут интересны и полезны, в любом случае, хотелось бы найти единомышленников, какого либо отклика и обмена мнениями.


Во все времена в нашем мире довольно сложно было найти не предвзятое и достаточно заинтересованное мнение и, я вполне сознаю, всё нижеизложенное довольно самонадеянно, возможно фантастично и в некоторой степени наивно (а местами кажется довольно банальным), поэтому прошу, по возможности, отнестись к написанному не предвзято. Наверно написал немного длинно, но без подробных пояснений и примеров не будет понятен смысл предлагаемого, поэтому прошу набраться терпения и дочитать. Думаю, всё о чём я написал, может стать, как минимум, темой для обсуждения, а возможно, кого-то подтолкнёт к каким либо действиям, так как, если ничего не предпринимать, то, на мой взгляд, наше общее будущее становится всё более неопределённым и, судя по дискуссиям, периодически разворачивающимся в средствах массовой информации, эта проблема, всё более актуальна.

Надо заметить, что о нашем общем будущем, сегодня, как-то не очень принято задумываться, нет, каждый из нас, конечно думает и планирует своё будущее и в меру своих сил старается его реализовать, но вот о нашем общем, почему то не особо задумываются, даже те, кому это положено (например наша власть) и это, на мой взгляд, основная проблема из которой проистекают все прочие в нашем обществе. Сегодня, говоря о будущем, многие в первую очередь вспоминают Илона Маска. Думаю, что его успех основан на эксплуатации запроса на будущее, который существует в обществе, он не придумал ничего нового, просто декларирует осуществление того о чём мечтают многие и, надо признать, частично осуществляет некоторые мечты, воплощая старые идеи на новом технологическом уровне. Но, это никак не решает проблем нашей цивилизации, а просто переводит их в иную плоскость, то есть, пытаясь решать экологические проблемы в городах с помощью электротранспорта, он увеличивает количество этих проблем в целом на планете. Тут можно много и подробно, с примерами, рассуждать, но главное, на мой взгляд, это то, что невозможно добиться Разумного будущего, только при помощи развития технологий, необходим комплексный подход о котором расскажу далее.

Сегодня, мы видим множество проблем, сопровождающих Человечество в его развитии, они общеизвестны, начиная с чрезвычайно низкого уровня справедливости в нашем обществе или, например, высокого уровня агрессии, до неустойчивости экономики, и напряжённости в политике, а как следствие - усиление протестных настроений, непрерывно нарастающая "гонка вооружений", загрязнение окружающей среды и прочие трудности в развитии нашей цивилизации. Это ведёт к тому, что всё больше людей страдает от войн, голода и болезней, кроме того, мы создаём всё более сильную нагрузку на экологию планеты, как результат нашего прогресса, ну и ещё многое, тому подобное можно привести в пример. Закономерно возникают два вопроса, что является причиной такой ситуации и, каким образом её исправлять?

Думаю, основная причина наших бед в том, как мы - люди выстраиваем взаимоотношения друг с другом и окружающим миром, разобравшись в этом, можно найти ответ и на второй вопрос, так как, видимо, наши взаимоотношения первичны и влияют на всё то, вторичное (экономика, политика, наука, культура, религия и прочие сферы нашей жизни), что сегодня и определяет облик нашей цивилизации. Попробуем понять, как взаимоотношения влияют на нашу жизнь. Когда человек рождается, то в процессе роста, воспитания и дальнейшей жизни у него выстраиваются взаимоотношения со всем миром и окружающими его людьми, причём, они складываются в системы взаимоотношений и мы, в процессе своей жизни, формируем множество таких систем, различных по величине и по времени их существования. Примером таких "стационарных" систем являются множество формаций, таких как - семья, трудовой коллектив, или профессиональное сообщество, а так же, соседи, свой район, город, страна. Временная система взаимоотношений образуются, если, например, стоишь в очереди, или вошёл в общественный транспорт, или просто идёшь по улице среди таких же прохожих. Меняя своё место жительства или работы мы меняем систему взаимоотношений. Выстраивая семейные отношения, строя какой либо "бизнес", или создавая иные общественные формации, мы создаём некую новую систему взаимоотношений, причём, как внутри, между членов семьи, или между сотрудниками - соратниками, так и вовне, ваша система взаимоотношений выстраивает отношения с такими-же системами взаимоотношений. Когда человек умирает, то мы, по всей видимости, сожалеем не о нём самом, а о тех взаимоотношениях, что у нас с ним были. Когда, разрушается семья, или прекращает существование государство, а так же, если обанкротился бизнес и в прочих подобных ситуациях, в первую очередь разрушаются сложившиеся взаимоотношения. В литературе, театре, кино и прочих видах искусства, нас интересуют именно выстроенные авторами системы взаимоотношений, как между персонажами, так и между автором и читателями, зрителями или публикой. Причём талантливость этих произведений, по всей видимости, зависит от степени достоверности этих взаимоотношений, то есть - насколько мы в них верим.

Анализируя историю Человеческих взаимоотношений и то состояние, в котором они пребывают сегодня, невольно приходишь к выводу, что, по всей видимости, цивилизация людей на планете Земля, развивается на тех же принципах эволюции, которые привели к её формированию. То есть, все наши взаимоотношения, в любых общественных формациях, основаны в той или иной мере, на том же принципе, что и биологическая эволюция - на принципе постоянной конкурентной борьбы. Выстраивая все наши системы взаимоотношений, мы постоянно участвуем в конкурентной борьбе, как между собой в рамках своей системы, так и глобально, наши "системы" постоянно конкурируют друг с другом, люди объединялись в племена, кланы, а затем и государства, именно по причине необходимости получить преимущество в конкурентной борьбе. Таким образом, весь облик современной цивилизации сформирован конкурентной борьбой и в международной политике всегда действовал принцип: "победи и завоюй соседа иначе он завоюет тебя" (например славянские народы не вели захватнических войн, поэтому все прочие постоянно пытались завоевать их).

Как я думаю, конкуренция - это основная причина того, что наше общество, несмотря на весь технический прогресс, остаётся на уровне взаимоотношений не очень далеко ушедшем от первобытного общества с очень низкой степенью Разумности. Мы, несмотря на то, что называем себя "Homo Sapiens" (Человек Разумный), выстраивая наши взаимоотношения подчиняемся в основном инстинктам, а Разумом практически не руководствуемся (возможно, потому, что не очень хорошо понимаем, что такое Разум и чем он отличается, например, от интеллекта). Понять, каким образом выстраиваются наши взаимоотношения, можно, если рассмотреть внимательнее, что есть человек, как формируется его линия поведения и всевозможные взаимоотношения с окружающим миром.

Так как, все мы родом из животного мира Земли, соответственно изначально нами, так же, как и любыми другими биологическими организмами управляют инстинкты и рефлексы, различной степени сложности, от простейших реакций на раздражители (рефлексы), до комплексных, поведенческих действий закреплённых генетически и направленных на выживание и продолжение рода (инстинкты). Единственное, чем люди отличаются от животного мира - это способностью не только приспосабливаться к окружающей среде, но и совершать довольно сложные (осознанные, то есть, основанные на мысленном моделировании и отборе возможных вариантов развития этих моделей) действия, по преобразованию этой среды, с целью выживания и улучшения условий своей жизни, что, как я понимаю, называется интеллектом. Помимо интеллекта, есть и ещё одно качество, которое отличает нас от мира животных - это Разум. Большинство не видят разницы между интеллектом и Разумом, так как, по сути, и то и другое результат процесса, который мы называем - мышление, но она есть и довольно существенная. Попробую объяснить, в чём именно эта разница (как я её понимаю) и каким образом интеллект и Разум влияют на наши взаимоотношения.

. В начале, нужно заметить, что интеллект – это персональное свойство каждого индивидуума, которое заключается в способности строить модели окружающей среды, экстраполировать их развитие и на этой основе планировать свои действия, с целью изменять среду обитания, для улучшения условий выживания. Хотя, тут надо заметить, что и интеллект бывает коллективным, как у насекомых, живущих колониями (но, это другая тема). Разум, это свойство не каждого отдельного человека, а сообщества в целом и возникает он, только в результате коллективных взаимоотношений, то есть, появился он, по всей видимости, именно в процессе возникновения и усложнения системы взаимоотношений между нашими далёкими предками. Подтверждением этому могут быть те случаи, когда человек вырастает вне человеческого сообщества (дети - маугли), при этом, он не обретает Разум и остаётся на животном уровне взаимоотношений, так же и при длительной вынужденной изоляции от общения с социумом (например, попав на необитаемый остров, или при длительной изоляции в одиночной камере), люди так же, зачастую, теряют Разум. Из всего этого можно сделать вывод, что, по всей видимости, Разум – это свойство сложной коллективной системы, способной накапливать и обрабатывать информацию и состоящей из индивидуальных носителей обладающих интеллектом, выстраивающих взаимоотношения в условиях борьбы за выживание (или в процессе решения иных, общих целей и задач), что подразумевает, у каждого индивида, необходимости осознания себя, своего сообщества и окружающей среды обитания, а так же способность прогнозировать и корректировать развитие взаимоотношений.

Предки Человека Разумного, жили и распространялись по планете Земля, без особых изменений, на протяжении многих сотен тысяч лет, а Разум у человекообразных, по всей видимости, начал формироваться не так давно, когда, возможно из-за быстрого похолодания, резко ухудшились условия жизни и, чтобы выжить, усилилась специализация, кто-то лучше охотился (просто, был более сильным), кто-то занимался собирательством, а кто-то растил потомство и поддерживал огонь в очаге (скорее всего именно в этот период наши предки научились пользоваться огнём). Кроме того, специализация способствовала и более активному использованию, и усложнению орудий охоты и труда, что создало условия для стимулирования интеллекта. При этом, для выживания и благополучия всего племени, появилась необходимость делиться плодами своего труда и, от успешности действий каждого, стало зависеть выживание всего племени. Когда пришло осознание этой необходимости - заботится о выживании соплеменников, чтобы выжить самому, появилось и то, что мы сегодня называем - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Думаю, именно появление ответственности, а не только труд, стало тем поворотным пунктом, который способствовал развитию Разума и преобразованию примата в человека, так как в природе нет больше таких животных, которые бы добровольно и осознанно делились плодами своего труда, если только это не закреплено инстинктом (например, материнским). По словам археолога Маргарет Мид, первый признак начала нашей цивилизации - это сросшаяся бедренная кость у скелета возрастом около 15000 лет, которая свидетельствует, что обладателя скелета выхаживали и не дали ему умереть на протяжении многих месяцев, пока шёл процес выздоровления. Вполне возможно, что это основная причина того, что Человечество происходит от довольно небольшой количественно группы предков, возможно, буквально от одного племени, где зародились отношения, основанные на ответственности, все остальные, чьи взаимоотношения основывались на инстинктах, попросту вымерли (вероятно, это тот период, который антропологи называют - "бутылочное горлышко").

Попробую сформулировать, что такое - ответственность (сегодня существуют несколько формулировок, но они несколько, скажем так - "туманны", видимо это одна из причин, почему наблюдается такой дефицит ответственности в нашем обществе). На мой взгляд, ответственность - это способность, биологического организма, осознано брать на себя заботу и труд, за выживание и благополучие других биологических организмов, даже, если, это происходит в ущерб собственному выживанию и благополучию (что, как я понимаю, называется - самопожертвованием). Причём, если посмотреть на ответственность, применительно к человеку, то становиться понятно, что она имеет несколько уровней. Низший уровень - это ответственность за самого себя, за собственное выживание и благополучие. Следующий уровень - это ответственность за свою семью, за выживание и благополучие своего ребёнка, своего рода. Третий уровень - это ответственность за своих соплеменников, сограждан, своей страны, а высший уровень - это, когда человек может взять на себя ответственность за всё Человечество и за всю планету.

Ответственность сегодня это то - основное, чего не хватает в жизни каждого человека и на всех уровнях общества. Тут дело видимо в том, что каждый шаг человека регламентирован и зарегулирован всевозможными законами и правилами, которых существует такое множество, что их все не помнят даже профессионалы - юристы. Это конечно устанавливает некие "рамки" поведения каждого человека, но и постепенно понижает наш уровень ответственности. Мы теряем чувство ответственности, так как, по сути, не принимаем участия в выборе, что правильно, а что аморально и не соответствует поведению Разумного человека, всё уже решено кем-то за нас. И каждый день наша законодательная и исполнительная власть выпускают новые законы, указы, нормативные акты, и всевозможные правила, при этом почему-то забывая, что управление путём запретов намного менее эффективно, чем такое же управление, но посредством просвещения и поощрения. Чем сложнее и запутаннее юридическая система, тем ниже уровень ответственности в обществе и больше возможностей не соблюдать законы. Есть такое древнее изречение, что там где у людей есть совесть (то есть понимание своей ответственности), там законы не нужны. Кроме того, всё существующее сегодня множество законов и правил, на мой взгляд, ведёт к такому явлению, как инфантилизм, который в свою очередь, вероятно, является основной причиной демографического кризиса в "развитых" странах. Дети - это ответственность, её сегодня не все хотят брать на себя, да и непрерывная наша погоня за материальными благами не позволяет отвлекаться на их воспитание.

Ответственность имеет одно интересное свойство - если кто-то не желает (или не может) брать её на себя, она автоматически перекладывается на кого-то другого, причём этот принцип действует на всех уровнях взаимоотношений в нашем обществе, от семейных, до государственных. Например, посредством "запойного" пьянства многие люди просто уходят от тех ответственностей, что ставит перед ними жизнь (затем у них, вырабатывается биохимическая и психическая зависимость) и их близким приходится нести этот груз ответственности вместо них. Кроме того, вступая в какие либо взаимоотношения, мы, часто забываем, или не принимаем во внимание, что при этом, должны брать на себя ответственность, за те изменения в судьбах окружающих, которые происходят в связи с этими взаимоотношениями.

Думаю, что уровень возможностей человека, определяемый его положением в иерархии власти или количеством подвластных ему ресурсов (в том числе и финансовых) должен, в обязательном порядке, компенсироваться уровнем его ответственности, если уровень ответственности сильно отстаёт, то в обществе падает уровень справедливости и нарастает эксплуатация одних людей другими (что так же стимулирует инстинктивное поведение и снижает уровень Разумности общества). Причём, ответственность имеет смысл только, если она персональная, а мы сегодня, можем видеть то, как индивидуальная ответственность, постоянно маскируется коллективной, что сильно понижает её общий уровень. Есть ещё ряд факторов определяющих Разумное поведение человека, рассмотрим их дальше, а для начала нужно понять, как вообще формируется поведение людей и, что на него оказывает влияние.

На мой взгляд, каждый человек на Земле, состоит как бы из двух частей - из тела и набора тех инстинктов, которые им управляют и из интеллекта и Разума, контролирующего и управляющего инстинктами. При этом, обе эти части человека испытывают постоянный "голод". Так же, как наше тело испытывает голод, жажду, сексуальное влечение, что пробуждает наши инстинкты, так и наш Разум постоянно испытывает сенсорный и информационный голод, что подталкивает нас к постоянному поиску новых ощущений, познанию чего-то нового и общению с соплеменниками. Что из этих двух факторов преобладает, по всей видимости, и определяет линию поведения, человека. "Голод" Разума ничуть не менее мучителен, чем голод, испытываемый телом. Подтверждений тому можно привести множество, одно из них то, что в царской России самым суровым наказанием было длительное тюремное заключение в одиночной камере. Люди сходили с ума от сенсорного голода и молили отправить на каторгу, где было намного тяжелей физически, но общение и хоть какие-то впечатления избавляли от "голода Разума".

Если вспомнить поговорку времён древнего Рима - "хлеба и зрелищ", то, учитывая вышесказанное, становится понятно, что она наиболее ярко показывает, то состояние постоянного "голода", которое испытывали во все времена, обе "половинки" у каждого человека. На протяжении всей своей истории, мы - люди, часто не зная, как справится с "голодом" Разума "анестезируем" его алкоголем, или заглушаем при помощи всевозможных развлечений, а чаще совмещаем и то, и другое. На поведение человека, конечно же, оказывает влияние и то, что мы называем - "характер", но, думаю, он "отвечает" за сиюминутную реакцию организма на внешние раздражители и тип этой реакции (то есть он, по сути дела - набор рефлексов), а общая линия поведения, всё же определяется тем, что в человеке преобладает - инстинкты или Разум.

Непрерывно сопровождающая нашу жизнь конкурентная борьба, ведёт к тому, что постоянно стимулируется наше инстинктивное поведение. Человек, в отличии от животных, конкурирует с себе подобными не только при недостатке жизнеобеспечивающих ресурсов, но и при их избытке. Насытив свои потребности, мы принимаемся удовлетворять свои прихоти, причём во втором случае конкуренция становиться ещё сильней. Думаю, именно инстинкты порождают весь тот набор отрицательных качеств человека, которые в совокупности можно назвать - эгоизм. Его почему-то причисляют к отрицательным чертам характера (а иногда и не очень отрицательным - говорят при этом: "здоровый эгоизм"). Думаю, это немного неверное определение. Эгоизм - такая линия поведения и совокупность ответных реакций (инстинкты и рефлексы), на внешние раздражители, которые помогают любому биологическому организму выжить и победить в конкурентной борьбе в процессе эволюции, то есть, он - основная движущая сила эволюции. Только эгоизм помогает выжить всему живому (от простейшего микроорганизма до человека), и именно из него и происходят все наши отрицательные черты.

Досконально разобравшись в данном вопросе, становится понятно, что эгоизм - это, по сути дела - себялюбие, которое можно проследить во всех тех отрицательных чертах, которые присущи практически любому человеку. Например: лень - это когда человек любит себя настолько, что не желает утруждаться чем либо, а хамство, наглость, агрессивность - это такие виды себялюбия, которые "помогают" человеку силой отвоёвывать "место под солнцем" посредством подавления окружающих, зависть - это когда человек очень себя любит и его раздражает, почему, то, что он очень хочет, принадлежит не ему, трусость - это тоже себялюбие и, соответственно, не желание собой рисковать, ну и так далее, то есть, зависть, жадность, наглость, ревность, хамство, лень, трусость, тщеславие и многое другое подобное, по сути, всё это "составные части" эгоизма и результат нашего инстинктивного поведения.

Для того, чтобы жить в обществе себе подобных, любой нормальный человек вынужден постоянно прилагать усилия по преодолению всех своих отрицательных черт, то есть, каждый момент времени мы совершаем выбор, как действовать, так как велят инстинкты или, как диктует Разум, из чего и проистекают наши взаимоотношения, то есть они, по сути, являются балансом, между рассудочным (или по-другому Разумным) и инстинктивным поведением, а этот баланс, напрямую зависит от уровня конкуренции в обществе (она стимулирует инстинкты), которая "подстёгивает" наш эгоизм, а он, видимо, основной антагонист Разума. Чтобы контролировать проявление своего эгоизма, каждого человека нужно этому научить и постоянно "тренировать" данную способность. Кстати говоря, так как эгоизм стимулируется конкуренцией, то становится понятно, почему он наиболее развит у людей живущих в условиях наибольшей плотности населения, в городах и странах с небольшой территорией.

Кроме того, как составляющие эгоизма, можно определить и любые формы стремления к какому либо превосходству и исключительности, а как следствие, всевозможное украшательство себя любимого дорогими вещами, яхтами, автомобилями, золотом и прочими "побрякушками", всё это тоже прямое следствие развития наших взаимоотношений по принципам эволюции и признаки того, что инстинкты очень часто берут верх над Разумом. К разновидностям исключительности, можно отнести и такие явления нашей жизни, как расизм, фашизм, нацизм, исламизм и прочее подобное, а начинаются эти уродливые формы взаимоотношений чаще всего с зависти и снобизма, или другими словами с желания чем-то выделяться и продемонстрировать превосходство (зачастую ни чем не обоснованное). Желание собственного превосходства очень заметно в поведении детей, которые в процессе роста непрерывно пробуют окружающих на границы дозволенного и на возможность кого либо себе подчинить (вероятно инстинктивно). Есть и более "мягкие" разновидности исключительности, типа, как касты в Индии, или дворянство во многих наших обществах, например в Европе, впрочем, сюда же относятся и любые другие формы элитарности, придуманные людьми (даже, казалось бы, безобидное стремление кушать только "кошерную" еду - тоже форма исключительности).

Думаю, тут дело в том, что в животном мире, именно тот индивид имеет наибольший шанс на продолжение своего рода, который может показать своё превосходство и исключительность над своими соплеменниками. Соответственно большинство из нас, так же подчиняемся этому правилу, а у некоторых оно и вовсе является доминантным. К той же потребности в исключительности, относится, и желание чем-либо безмерно гордиться и как следствие, необходимость превозносить свои достижения. Где-то помнится, читал такую гипотезу, что речь у человекообразных развилась именно вследствие того, что появилась необходимость приукрасить свои достижения (зачастую мнимые) хотя, вероятней всего, речь развивалась по мере усложнения коллективной деятельности древних людей и необходимости в передаче опыта по изготовлению орудий труда и охоты.

Надо заметить, что если общество делится по принципам элитарности, то оно перестаёт развиваться и какой либо прогресс в его развитии происходит скачкообразно, или под влиянием сильной личности (как Пётр 1), или посредством всевозможных революций. Причём элитарность в обществе может быть различной, необязательно кастовая или сословная, например город по отношению к сельским жителям более элитарен, или столичные жители – это элита по отношению к остальным жителям страны, или центр города более престижен, чем пригород, так же, например, как профессиональные учёные часто считаются элитой по признаку наличия более обширных знаний, чем у кого либо другого, или чиновники везде и во все времена считают себя элитой по отношению к прочему населению. В истории Человечества было и есть множество всевозможных сообществ со своей системой взаимоотношений и, если в основе этих взаимоотношений или в структуре этих сообществ присутствуют какие либо формы элитарности или исключительности, то это всегда ведёт к насилию одних людей над другими (моральному, физическому и другим его формам или их комбинации), что часто заканчивается созданием чего-то вроде тоталитарных сект, или фашизма (или прочих подобных "...измов").

По-моему, единственно правильные и полезные формы исключительности, для развития нашей цивилизации - это исключительность ИНТЕЛЛЕКТА и РАЗУМА, а чем больше человек показывает свою исключительность, каким либо иным образом, тем менее он Разумен. Правда, тут есть одно "но", интеллектуальная исключительность, должна быть обязательно в связке с Разумом, иначе опять, же получается снобизм, основанный на интеллектуальном превосходстве. Тут, конечно, можно возразить, что нынешний уровень прогресса показывает - в основе человеческих взаимоотношений не конкуренция, а сотрудничество. Но, на мой взгляд, все наши общественные и научные достижения - чаще всего не результат взаимного сотрудничества, а результат взаимной эксплуатации, так как производились в системе взаимоотношений, основанной на иерархии власти. Есть, конечно, и исключения из этого правила, но весьма немногочисленны.

Разум - это не просто способность мыслить, осознавать себя, соотносить себя с окружающим миром, это способность понимать и нести ответственность, причём в первую очередь перед самим собой, всеми, кто тебя окружает и остальным Человечеством, способность к самопожертвованию и способность управлять разнообразными проявлениями своих инстинктов. Причём самопожертвование - не обязательно "грудью на амбразуру", ежедневно добросовестно делать свою работу, помогать людям, растить и воспитывать детей, ухаживать за стариками - это наше основное самопожертвование.

Рассмотрим этапы человеческой жизни, с точки зрения наличия Разумности. В младенчестве нами управляют в основном рефлексы, затем, на этапе детского сада и школы, человек демонстрирует в основном инстинктивное поведение (отсюда "детская жестокость", молодёжные фанатские драки, "дедовщина" в армии и многое подобное), то есть школа, это то место, где инстинктивное поведение (и, соответственно - межличностная конкуренция) наиболее ярко выражено и, если раньше оно сдерживалось навязываемой жёсткой дисциплиной, то сегодня учителя очень часто не знают, как им управлять. На протяжении остальной жизни происходит постепенный (по мере стабилизации жизни и снижения конкуренции) сдвиг баланса от инстинктивного поведения к Разумному. Именно из-за низкой ответственности и более инстинктивного поведения, степень Разумности (и соответственно - критичность мышления) у молодёжи невысока, поэтому она более внушаема и легко поддаётся протестным настроениям (яркий пример - Украина). Причём и большинство, казалось бы, Разумных людей, при нарастании конкуренции, очень легко "скатывается" до инстинктивного поведения (видимо они руководствуются не Разумом, а интеллектом). Та же причина лежит и в основе частого недопонимания между мужской и женской половинами человечества, так как поведение многих женщин более инстинктивно, по причине того, что на них лежит функция деторождения, а вообще, повышенный гормональный фон у человека, причём не важно у мужчин или у женщин, всегда ведёт к более инстинктивному поведению.

Кроме всего прочего, одной из особенностей интеллектуально развитого Разумного индивида является способность мечтать, то есть моделировать образ желаемого будущего. Думаю, что во всём животном мире Земли только человек обладает этой способностью, у животных нет такой потребности - моделировать будущее на отдалённую перспективу, хотя они, вероятней всего, предвидят развитие происходящих вокруг них событий и корректируют своё поведение с целью повышения шансов выжить в том числе и в конкурентной борьбе. В способности мечтать есть одна особенность, если человек мечтает о осуществлении только своих индивидуальных желаний направленных на улучшение своей собственной жизни, то его нельзя назвать Разумным, таковым он может стать, если его мечты будут направлены на как можно более широкий круг людей.

Для наглядности понимания отличий интеллекта и Разума, приведу пару примеров. Не так давно, в девяностые, был такой эксперимент у американцев, назывался "Биосфера - 2". Суть его заключалась в том, что группа людей (восемь человек), должны были провести, какое-то время в изолированном помещении (оранжерейного типа) с замкнутым биоценозом, обеспечивающим жизнедеятельность людей. Эксперимент, можно сказать, провалился, так как в результате неучтённых факторов стало не хватать ресурсов для нормальной жизни экспериментаторов. Несмотря на то, что они были, если можно так выразиться - интеллектуалы, все занимались наукой, но, нехватка ресурсов, резко обострило конкуренцию и ухудшило отношения в коллективе, что стало одной из причин прекращения эксперимента. Люди, вместо того, что бы объединиться в решении проблем и поддерживать друг - друга, разделились на два противоборствующих лагеря, что, в конечном итоге стало одной из причин, которые не позволили продолжить эксперимент. Это, на мой взгляд, пример хотя и интеллектуального, но недостаточно Разумного поведения.

Другой пример - думаю это наивысшая Разумность поведения Человека. Было это в блокадном Ленинграде, в институте растениеводства имени Вавилова (хотя подобных примеров можно привести множество и из других мест в нашей истории). В этом институте была собрана обширная коллекция семян всевозможных культур, в том числе и злаковых (а это многие сотни килограмм хлеба). Во время блокады, сотрудники института, в буквальном смысле слова, умирали от голода, "сидя" на мешках с зерном. Они сохраняли эту коллекцию для будущих поколений, чтобы было из чего выводить новые сорта, даже не зная, а будут ли они - эти новые поколения и то самое будущее, ради которого учёные в буквальном смысле жертвовали жизнью. Из приведённых примеров можно сделать вывод, что в обществе с высокой степенью конкуренции даже высокоинтеллектуальных его членов нельзя назвать Разумными людьми, так как они легко "скатываются" до инстинктивного поведения, что невозможно, если человек руководствуется Разумом.

Принимая во внимание все эти факторы, становиться понятно, как формируются взаимоотношения в человеческом обществе и, что либо исправить, можно только воспитанием и просвещением, то есть, человеку нужно не только дать знания, но и научить, что именно в его поведении (и в поведении окружающих) исходит от инстинктов, а что от Разума. Это, кстати говоря, позволяет понимать в чём причина всех тех проблем во взаимоотношениях, что сопровождают нашу жизнь, причем, на всех уровнях, от межличностных (и внутри семейных), до международных (знаю по собственному опыту, понимая, чем побуждаются те, или иные поступки людей, легче вырабатывать правильное к ним отношение).

часть 2




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх