На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Маша Иванова
    Она была бастардом-королевы Изабеллы и герцога Орлеанского.За что сожгли Жан...
  • Ингерман Ланская
    про жизнь на планетах в солнечной системе, помнится, описал мартынов в 50-е и назывался рассказ, кажется, "калисто"...На Спутнике Сатур...
  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...

Жизнь Кайды: «Я фашиста голыми руками порву»

На Руси богатырями удивить мудрено, но раз от раза выходит. «Голыми руками порву» - звучит грозно, но это же только метафора, отражающая настрой? Нет. Советский моряк-черноморец Владимир Никитович Кайда не только сказал. Но и сделал, как сказал. Когда слова с делом не расходятся, это вызывает уважение. Невольно вспоминается такой жанр литературы, как «былина». Верится с трудом, но было.

По уму именно о таких людях надо говорить школьникам на уроках истории, оживляя события тех тяжелых для страны дней, когда казалось, что скорый и ужасный конец неизбежен.

Жизнь нашего героя никогда не баловала – ломала об колено как могла. Но он так и ушел в вечность – несломленным: в тельняшке и с боевыми орденами на груди.

«У нас так в деревне было»

Простой деревенский парень 2м роста с косой саженью в плечах и широченной улыбкой на широченном же лице – Владимир Кайда получил позывной «Богатырь» уже после неудачной десантной операции на Одессу. Куда, к слову, вызвался добровольцем.

Все считали, моряк погиб – несчастная мать даже получила «похоронку».

Из состава 3-го полка морской пехоты в бою под Григорьевской не осталось почти никого. Но 21-летний парень выжил и сумел за несколько дней доползти до соседнего подразделения – его подобрали буквально чудом.

После госпиталя он оказался уже на Малой Земле под командованием легендарного Цезаря Куникова. Там сумел развернуться во всей красе, совершив знаменитый подвиг: оставшись без патронов, пошел в рукопашную на двух немецких автоматчиков. Выбирать особо не приходилось – немецкие пикирующие бомбардировщики доминировали в воздухе. Не успел укрыться – считай, покойник.

Одному кулаком по каске, второму в челюсть. Удары были такой силы, что проломили черепную кость первому и почти сорвали голову с шейных позвонков второму. Хруст стоял – сквозь взрывы слышно.

Впоследствии Владимир Никитович признался корреспондентам, что был удивлен «встречей» в окопе не меньше фрицев. Поэтому сделал, что запомнилось с детства – из деревни, где местный колхозник на спор убивал быка ударом в лоб. Молодец, не растерялся: и точно воспроизвел, и результат похож.

За всю операцию он получил 13(!) ран, но строй не покинул. Ценя бойца (если б он погиб, это подорвало б боевой дух), его перевели от греха подальше обратно на флот, на Балтику. И тут отличился! Немецкая подлодка торпедой утопила его корабль, выжили единицы – вода-то ледяная. Спустя несколько часов(!) его подобрал патрульный британский эсминец. Абсолютно случайно: зацепили багром, думали, мертвый – хоронить надо, а он живой оказался.

Невероятной судьбы человек – в огне не горит и в воде не тонет.

Такая разная морская пехота

Возникает резонный вопрос: что моряк Днепропетровской военной флотилии делал в окопе? Морская пехота – специфические войска, в эпоху парусного флота использовавшиеся для абордажа (захвата судов), а в период Великой Отечественной – для проведения десантных операций. Из-за военной доктрины СССР имел сравнительно немного крупных ударных кораблей и морской пехоты – ставка была сделана на субмарины и обилие морской авиации.

К сожалению, неудачи первых лет войны не дали флоту проявить себя полноценно – для блокированных в портах кораблей не было адекватных задач «по специальности». На фронте же был явный недостаток в кадровых военных. Поэтому, вспомнив опыт Русско-японской войны (1905), часть экипажей свели в «сухопутные» подразделения, которые часто ошибочно принимают за морскую пехоту.

Различить их легко визуально: морская пехота – в черном, экипажи – в синем, а на головном уборе «золотом» выбито название корабля («Красный Кавказ» в нашем случае).

Отправка на фронт часто была срочной, и моряков обычно не переодевали «по-пехотному». Как пришли – так и воевали. Ротация с кораблей в пехоту и обратно была частым явлением. Отсюда и путаница – числился как моторист-дизелист (он им и был по специальности), а воевал часть войны стрелком. Из-за этого он, несмотря на обилие наград, так и прошел всю войну матросом. Впрочем, его это не смущало – за чинами он не гнался, они были ему не нужны.

Жить вопреки всему

Кайде повезло в малом – под демобилизацию он не попал, продолжив службу на минных тральщиках. Но не повезло по-крупному – после сложной операции он потерял обе ноги. Работать уже не мог, но, помня о заслугах, ему выделили квартиру в Новороссийске. Уникальный во многом случай – человек успел послужить на 3 флотах (Балтийском, Черноморском, Северном) и 2 флотилиях (Днепровской и Азовской). Друзей на флоте осталось изрядно, было кому похлопотать.

Он покинул город Дружков, почетным гражданином которого являлся, и перебрался на побережье. Там развел бурную деятельность по работе с молодежью – школьниками и студентами, умело прививая им любовь к морю. Не остановившись на достигнутом, под закат жизни выпустит книгу - «Атакует морская пехота».

По легенде, фактами, увы, не подтвержденной, Кайда послужил и моделью. Скорее всего, скульптура «Неизвестный матрос» работы Коломойцева, что по сей день украшает Цемесскую бухту Новороссийска, - образ собирательный.

Просто Владимир Кайда эталонно соответствовал сложившемуся образу – богатырю-черноморцу, которому сам чёрт не брат.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх