На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Луговой
    "Вокруг колодца возвели полуметровую стену из кремния и кирпича" Наверно, всё-таки из кремня? Кремень в обычном поним...6 глубочайших ям ...
  • Николай Галыгин
    Илон Маск начитался фантастики,этот прожект был описан в одной из книг о фантастике,автора не помню,но анология полна...Маск хочет делеги...
  • Гоша Веверсис
    вот и отправте на марс всю элиту ,и люди вздохнут свободно .Маск хочет делеги...

Ваалистская Псалтирь 4

«Проснись (‘ura), почто спишь (tišan), господь (’adonay)?! Пробудись (haqiṣa), не покинь навсегда!» (Пс. 43, 24).

«Пробудится (wayyiqaṣ), как спящий (kəyašen), господь (’adonay), как герой (gibbor), восклицающий (mtrwnn[1]) от вина!» (Пс. 77, 65).

Обряд пробуждения, т.е. воскресения от смерти-сна, был частью культа Ваала. Рассказ о состязании яхвистского пророка Илии с ваалистскими пророками на горе Кармил описывает подобный обряд, причём для «сна» (šn) и «пробуждения» (qṣ) используются глаголы тех же корней, что и в 43-м и 77-м Псалмах: «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: зовите громким голосом…; может быть…, он спит и пробудится (yašen hu(’) wəyiqaṣ)!» (3 Цар. 18, 27).

Иосиф Флавий со ссылкой на Менандра утверждает, что тирский царь Хирам «воздвиг храмы в честь Геракла и Астарты и первый установил праздник воскресения Геракла в месяце перитии (πρῶτός τε τοῦ Ἡρακλέους ἔγερσιν ἐποιήσατο ἐν τῷ Περιτίῳ μηνί)» (Иудейские древности, 8.5.3). Гераклом здесь называется Мелькарт – тирский Ваал. Его воскресение, отмечавшееся в македонском месяце перитии (феврале – начале марта), описывается по-гречески словом ἔγερσις, т.е. буквально «пробуждение».


В том же рассказе об Илии описываются экстатические действия жрецов Ваала: «И они скакали у жертвенника, который сделали… И они звали громким голосом, и кололи себя по своему обычаю мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошёл полдень, а они всё ещё неистовствовали (wayyitnabbə(’)u) до самого времени вечернего жертвоприношения» (3 Цар. 18, 26, 28-29).

К этому обряду, заимствованному яхвизмом, могут иметь отношение также слова Третье-Исайи (V-IV вв. до н.э.): «Пробудись (‘uri), пробудись, облекись силою, длань Яхве! Пробудись, как в дни древние, в роды давние!» (Ис. 51, 9-10).

Тексты раввинистической эпохи сообщают, что до времени великого жреца Иоханана (V-IV вв. до н.э.) в Иерусалимском храме имелся особый разряд жрецов или левитов, в обязанности которых входило ежеутренне будить Яхве: «Великий жрец Иоханан… отменил будителей (m‘wrrym)» (Мишна Маасер Шени, 5, 15); «Будители – это левиты, которые возглашают с помоста “Проснись, почто спишь, господь?!”» (Тосефта Сота, 13, 9)[2].


[1] Предлагается исправление mtrwnn «восклицающий» на mt‘wrr «просыпающийся».
[2] Цит. по: Michael Fishbane. Biblical Myth and Rabbinic Mythmaking. Oxford, 2004. P. 177.

из блога aquilaaquilonis


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх